воскресенье, 12 сентября 2010 г.

Учебный курс по созданию имиджа

Имидж-тренинг
проф. B . H . Футин
Введение
Менеджеры и имиджмейкеры должны обладать высокой психологической культурой – неотъемлемой частью общей культуры человека. Эффективность управления в немалой степени зависит от умения продуктивно построить межличностные коммуникации, владения вербальными и невербальными средствами общения, видами и техниками слушания, спецификой делового общения, методиками установления контакта с партнерами, приемами управления конфликтами, принятия оптимальных решений, активизации деятельности, снятия стрессов, создания своего неповторимого облика. Овладеть на технологическом уровне этими умениями с помощью современных методик обучения можно на занятиях по предлагаемой программе.
ТЕМА 1. Моделирующий тренинг в форме «мозгового штурма» «проектирование идеального имиджа»
Лекционное сообщение 1 час.
Мозговой штурм 3 часа.
Понятие имиджа. Ментальный, индивидуальный, профессиональный имидж. Имидж в ракурсе жизненной перспективы. Содержание тактического имиджа. Имиджирование: путь к успеху. Имидж-коммуникации. Имидж в развитии карьеры. Имидж как средство решения личностных проблем. Типология имиджа: спонтанный, развиваемый, деформированный, эталонный имидж. Основные приемы, формирующие привлекательный имидж в процессе общения: аттракция, импонирование, гармоника, гармония. Основные виды имидж-технологии: телесноориентированное (ситуативное) имиджирование; личностно-центрированное (глубинное) имиджирование. Особенности разработки идеального имиджа в процессе «мозгового штурма».
ТЕМА 2. Коммуникативно-ролевой тренинг «развитие межличностных отношений с деловыми партнёрами. Рефлексивное управление деловыми отношениями»
Лекционное сообщение – 1 час.
Коммуникативно-ролевой тренинг – 3 часа.
Модели межличностных отношений. Специфика деловых отношений. Приёмы рефлексивного управления в сфере коммуникаций. Овладение методикой контактного взаимодействия. Особенности развития межличностных отношений и рефлексивного управления деловыми отношениями в процессе тренинга. Условия эффективного проведения коммуникативно-ролевого тренинга.
ТЕМА 3. Социально-психологический тренинг «разрешение конфликтных ситуаций, возникающих в деловом общении»
Лекционное сообщение 1 час.
Социально-психологический тренинг 3 часа.
Основные понятия и виды конфликтов; межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные конфликты, причины их возникновения, методы разрешения; вербальные и невербальные средства коммуникации и тактика их использования в конфликтном взаимодействии; позиционный анализ как средство изучения ситуации конфликта; стили и стратегии поведения в конфликтной ситуации. Особенности развития умений управления конфликтными ситуациями в процессе тренинга.
ТЕМА 4. Операционный тренинг «эффективное участие клиента в деловых переговорах»
Лекционное сообщение 1 час.
Операционный тренинг 3 часа.
Понятие деловых переговоров. Планирование, организация и проведение переговоров. Особенности ведения переговоров по телефону. Специфика развития переговорных умений в процессе операционного тренинга. Условия эффективного проведения операционного тренинга.
ТЕМА 5. Рефлексивно-ролевой тренинг «разработка индивидуального стиля поведения, соответствующего новому имиджу»
Лекционное сообщение 1 час.
Инновационно-рефлексивный тренинг 3 часа.
Разработка поведенческих стереотипов; выработка устойчивых навыков конструктивного взаимодействия, перестройка системы отношений и самоотношений; индивидуальный подбор средств самовыражения, позволяющих раскрыть внутренний потенциал человека; моделирование индивидуального стиля поведения в различных жизненных ситуациях; овладение технологией защиты имиджа в конфликтных ситуациях. Условия эффективного рефлексивно-ролевого тренинга.
ТЕМА 6. Тренинг коммуникативной компетентности «воздействие в деловом общении. Манипуляции в межличностной коммуникации и методы их нейтрализации»
Лекционное сообщение 1 час.
Тренинг управленческой компетентности 3 часа.
Психология делового общения. Диагностика психологических трудностей общения. Особенности воздействия в деловом общении. Продуктивное и непродуктивное воздействие. Психологические барьеры и способы их преодоления. Методы психологического воздействия в типичных ситуациях. Манипулятивные психологические игры и приёмы их нейтрализации. Особенности развития коммуникативной компетентности в процессе тренинга. Условия его успешного проведения.
ТЕМА 7. Имидж-тренинг «психология успеха в деятельности и общении»
Лекционное сообщение 1 час.
Имидж-тренинг 3 часа.
Понятие, цель, задачи, содержание и методика проведения имидж-тренинга. Имидж успешного человека. Технология имиджирования. Методы арттерапии в имиджелогии: развитие адаптивности, социальной активности, психологической пластичности, коммуникативности, гармоничности. Психокоррекционная работа: изменение визуального (создание привлекательной внешности) и психологического (коррекция психоэмоциональных состояний, их гармонизация с новым имиджем, социальным статусом и нормативным ролевым поведением, разрешение внутриролевых конфликтов, снятие психологических комплексов и барьеров) компонентов личности. Усиление саморегуляции, приведение её в соответствие с формируемыми психоэмоциональными состояниями, гармонизация «Я-концепции», выстраивание позитивных межличностных отношений с окружающими. Визуальные и коммуникативные, вербальные и невербальные методы самопрезентации. Приёмы психологической защиты имиджа в конфликтных ситуациях. Механизмы успеха и неудачи. Гармонизация делового и личностного имиджа – эффективный путь к профессиональному успеху.
ТЕМА 8. Психотренинг «психотехнологии управления собой и управления другими людьми».
Лекционное сообщение 1 час.
Психотренинг 3 часа.
Понятие, цель, задачи, содержание и методика проведения психотренинга – эффективной технологии преодоления неуверенности в себе, неудовлетворённости своими успехами и достижениями, разрешения внутриличностных конфликтов, повышения психоэмоциональной устойчивости, развития психологической защиты, эффективности самоуправления и управления другими людьми. Пути преодоления жизненных кризисов, апатии, беспокойства и неуверенности в себе. Методы субъектно-личностного, духовно-нравственного и профессионального саморазвития. Виды самовоздействия на психофизическую, эмоциональную и ментальную сферы. Пути управления психическим состоянием: техники мышечного расслабления, саморегуляция эмоциональной сферы, саморефлексия мыслительной сферы, продуктивное мышление. Основные методы саморегуляции: аутотренинг, медитация, самопрограммирование. Методы психологической защиты. Особенности овладения приёмами управления собой и другими людьми в процессе психотренинга. Условия успешного проведения психотренинга.
«Навыки общения» тренинг
ст. препод. Е. Башмакова
  1. Понятие «общение». Качества личности, проявляющиеся в эффективном общении: доброжелательность, открытость, эмпатия, аутентичность, принятие мыслей и чувств, инициативность.
  2. Невербальная сторона общения. Эффект первого впечатления. Выбор дистанции, позы, выражения лица в зависимости от целей общения. Интонация как наименее управляемый источник невербальной информации. Мини-тренинг «На приёме у значимого лица».
  3. Вербальная сторона общения. Процессы слушания и говорения.
    Виды слушания: пассивное, нерефлексивное, активное, рефлексивное, эмпатическое. Барьеры слушания. Искажение информации при передачи её через «третьих» лиц.
    Мини-тренинг «Пассивное слушание». Условия эффективного пассивного слушания.
  4. Техника перефраз как базовая в процессе активного слушания. Тренировка в технике перефраз.
  5. Техника принятия группового решения. Мини-тренинг на решение групповой задачи.
  6. Понятие «позиция общения». Позиция «Доминирования над собеседником» как создающая барьеры общения. Барьеры общения. Позиция «Подстройка под собеседника с нижней позиции» как проявление инфантилизма.
    Позиция оптимальная для делового общения, информационного обмена и принятия решений.
  7. Трансляция чувств в процессе общения и умение заявить о своей проблеме. Открытость и ясность в общении.
  8. Наиболее «тонкая» техника активного слушания, приносящая удовлетворение собеседнику – отзеркаливание. Отличие техники отзеркаливания от техники перефраз. Мини-тренинг «Техника отзеркаливания».
  9. Искусство задавания вопросов.
    Виды вопросов: «открытые» и «закрытые».
    Классификация открытых вопросов: уточняющие, проясняющие, переадресованные и т.п. Ситуации, в которых используется тот или иной тип вопросов. Особенности оценочных и директивных вопросов.
  10. Отражение агрессии собеседника как техника активного слушания. Семишаговая модель отражения агрессии. Мини-тренинг «Отражение агрессии собеседника».
  11. Конфликтное и бесконфликтное взаимодействие. Мини-тренинг разыгрывания насущных конфликтных ситуаций (по заявкам участников занятия).
  12. Возможности использования тела и дыхания для более эффективного общения.
Упражнения по выведению из аудиторного шока (сценического, ораторского страха)
доц. Л.Д. Троянкина
В состоянии психологического стресса человек дышит поверхностно и, как правило, в учащенном ритме («еле дышит от страха»). Такое дыхание усиливает тревогу и приводит к дополнительному напряжению, к появлению психических и мускульных зажимов. Поэтому при подготовке к публичному выступлению целесообразно проделать следующие дыхательные упражнения.
  1. Сядьте ровно и сделайте вдох. Вдох должен длиться столько времени, чтобы можно было не спеша сосчитать до пяти. Далее на три счета задержите дыхание, а затем выдохните, снова считая до пяти. Опять на три счета задержите дыхание, и так повторяйте весь цикл, пока не почувствуете, что успокоились. Чтобы быстрее запомнить это упражнение, назовите его «Пять плюс три».
  2. Непосредственно перед выступлением полезно выполнить упражнение:
    Сделайте вдох, отведя локти и плечи назад. Затем еще раз резко вдохните воздух. Воздуха должно быть столько, чтобы почувствовать давление в животе. Задержите дыхание примерно на две секунды и сделайте резкий выдох. Повторите это упражнение несколько раз подряд. Можно назвать это упражнение «Двойной вдох».
  3.   «Дыхание Гермеса»: Четыре секунды – энергичный вдох, затем четыре секунды – задержка дыхания и максимальное напряжение всех мышц тела. После этого – выдох и полнейшее расслабление в течение четырех секунд до следующего вдоха. Постепенно доводите время до шести секунд на каждую фазу и повторяйте весь цикл не менее пяти минут.
  4. «Сброс»: Поставьте ноги на ширину плеч, руки согните в локтях и максимально напрягите все мышцы тела. Сожмутся кулаки, ноги задрожат от напряжения, шея одеревенеет. В таком неприятном состоянии следует пробыть 4 – 5 секунд, после чего мысленно скомандуйте себе «сброс» и моментально сбросьте с мышц все напряжение. Проделайте это несколько раз, пока не почувствуете приятное ощущение расслабленной мускулатуры.
  5. «Зонтик»: При выступлении перед любой аудиторией представьте, что над всеми присутствующими вы раскрыли зонтик, который скрывает вас от всех. Ваша цель – уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего выступления.
Упражнения по Фейсбилдингу
ст. препод. Л.А. Лобарева
Первый вид занятий состоит из упражнений по общесоматической подготовке лица:
  1. Напрягаем мышцы лба, поднимая брови вверх. Для предотвращения морщин положите на лоб пальцы рук параллельно бровям.
  2.   Сдвигаем брови, глаза крепко зажмурить. Средние пальцы лежат на мышце между бровями, указательные придерживают внешние углы глаз.
  3. При закрытых глазах смотрим вправо, влево, вверх, вниз. Тренируемся до тех пор, пока не будем способны чётко распознать напряжение и, следовательно, избавляться от него.
  4. Овладев предыдущим упражнением, переводите взгляд с потолка на пол и наоборот. Почувствуйте напряжение. Расслабьтесь.
  5.   Стиснув зубы, проследите во всех деталях за сопутствующим этому упражнению напряжением. Расслабьтесь.
  6. Откройте рот. Какие мышцы напряглись при этом? Вы должны ощутить напряжение перед ушными раковинами, но только более глубоко.
  7. Крепко сожмите губы. Образующиеся в уголках губ складки прижмите пальцами. Расслабьтесь.
  8. Растяните уголки губ в утрированной улыбке. Указательные пальцы положите на те места, где образуются складки. Расслабьте мышцы.
  9. Вытяните губы трубочкой, прочувствуйте напряжение, затем расслабьте губы.
  10. С усилием оттяните нижнюю губу вниз, чтобы стали видны нижние зубы. Должны выступить мускулы шеи. Расслабьтесь.
  11. Высуньте вперёд язык насколько возможно, кончик языка при этом должен быть направлен вниз. Затем отодвиньте язык назад. Следите за напряжением, расслабьтесь.
После этого выполняется упражнение из аутогенной тренировки «поза и маска релаксации»: сесть в позе отдыха, спиной опереться на спинку стула, руки свободно лежат на коленях. Закройте мягко глаза, сведите взор кнутри и книзу, на щёки по бокам носа. Язык мягко приложите к корням верхних передних зубов изнутри (звук Т), дайте нижней челюсти слегка отвиснуть, ощутив её вес. В такой позе мысленно проговариваются самоприказы: мой лоб расслаблен, брови расслаблены: правая, левая; веки мягко опущены: правое, левое; щёки расслаблены: правая, левая; челюсти разжаты, нижняя челюсть свободно опущена вниз, губы расслаблены – верхняя, нижняя. Мышцы шеи расслаблены, голова покоится на изголовье. Дыхание свободное, спокойное, медленное, ровное. Я отдыхаю. Отдохнув 2 – 3 минуты, выходите из состояния расслабления, потянитесь и сделайте несколько активных вдохов-выдохов.
Второй вид занятий составляют упражнения с конкретными частями лица. Цель – научиться ощущать лицевые детали и придавать им конкретное выражение.
Перед зеркалом выполните упражнения:
Лоб – поднимите брови вверх в удивлении, затем по очереди правую, левую брови. Подмигните правым, левым глазом. Посмотрите через слегка прищуренные веки. Широко распахните глаза, посмотрите вправо, влево. Растяните правый уголок рта, затем левый. Поднимите верхнюю губу вверх, затем опустите вниз при приоткрытом рте. Сделайте то же с нижней губой. Сложите губы попеременно как при произношении букв У – И.
Опустите нижнюю челюсть вниз, затем поднимите к верхней. При приоткрытом рте отводите нижнюю челюсть вправо – влево. Нижнюю челюсть выдвинуть вперед и вернуть в обычное положение.
Третий вид занятий подытоживает предыдущие усилия: мы научились расслаблять мышцы лица, придавать лицу пластичность. Умеем ощущать отдельные части лица и придавать им нужные выражения. Теперь можно перейти к воссозданию той мимики, которая соответствует конкретной ситуации.
Предлагаю модель постановки улыбки:
  1. Сядьте перед зеркалом и улыбнитесь себе – мягко, ободряюще. Выберите 1 – 2 улыбки, которые понравились вам больше всего – те, которые делают лицо наиболее приветливым, красивым. «Играйте» не только губами, но и глазами, всей мимикой лица.
  2. Теперь попробуйте повторить улыбку, фиксируя различные положения головы, голова поднята и чуть опущена, слегка наклонена вбок, посмотрите на себя справа и слева. Найдите наиболее удачный ракурс.
  3.    Попытайтесь добиться того, чтобы нужная улыбка возникала у вас на лице автоматически – при одной мысли, что она должна быть. Для начала можете зафиксировать какое-нибудь приятное воспоминание, зрительный образ, вызывающий эту улыбку. Затем постарайтесь воспроизвести ее в различных ситуациях – когда собираетесь на работу или поднимаетесь в лифте с зеркалом.
  4. Отработав улыбку дома, выходите с ней «в люди». Например, в магазине, где есть зеркала на витрине, попытайтесь улыбнуться продавцу во время беседы, а затем переведите взгляд на зеркало – получилось ли?
  5.   «Включите» вашу улыбку в деловое общение Начните с приветствия коллег по работе, а затем – при встрече с деловыми партнерами.
Выразительное, пластичное, раскованное лицо располагает к контакту. Но бывает, что мышцы лица «затвердевают» при общении, и лицо превращается в напряженную маску, причем незаметно для его владельца. Надо знать эти проявления нервозности на лице:
  • не сходящая с губ неестественная улыбка;
  • лоб напряжен и нахмурен;
  • энергичное поднимание бровей;
  • выпячивание нижней челюсти вперед, что придает агрессивный вид;
  • поджатые губы (воспринимается как неодобрение), кончики губ опущены (лицо принимает страдальческое выражение);
  • привычка щуриться или вращать глазами может быть вызвана изъянами зрения или раздражением глаз контактными линзами;
  • частое моргание, как подсознательное стремление «отгородиться от предметов»;
  • привычка краснеть – цвет лица показывает, как мы реагируем друг на друга, физиология такова, что кожа бледнеет от страха, краснеет от гнева и заливается румянцем от смущения;
  • дрожание мимических мышц;
  •   появление асимметрии в мимике;
  • неустойчивость взора – «бегающие» глаза.
Иногда люди не знают о проявлениях своей нервозности, и, следовательно, ничего не делают для того, чтобы это исправить. Здесь может помочь видеосъемка в естественной обстановке общения, переговоров, выступления. Можно также расспросить близких об их впечатлениях от вашей мимики. Для избавления от этих недостатков надо научиться расслаблять сокращающиеся мышцы – здесь подойдут упражнения из первого вида занятий по фейсбилдингу. Можно также в первое время попросить коллегу, чтобы он подавал определенный условный сигнал, если появляется напряженность на вашем лице. В домашней обстановке хорошо напомнят о мимических недостатках записки, расположенные на видном месте с призывами: «Не поднимай брови!», «Не выдвигай челюсть!» и т.п.
Методические материалы
Оценка имиджа
В предлагаемом тесте каждый компонент имиджа оценивается по одному из предложенных уровней удовлетворённости.
Компоненты
имиджа
«Низкая»
степень удовлетворённости
«Средняя»
степень удовлетворённости
«Высокая» степень удовлетворённости
Данные голоса      
Коммуникабельность (письменная и устная)      
Самопрезентация      
Нормы общегражданского этикета (изысканные манеры)      
Искусство визуального контакта      
Осанка      
Физические данные      
Ухоженность (волосы, кожа, руки и т.д.)      
Умение одеваться (индивидуальный стиль)      
Причёска      
Цветовой тип внешности      
Обувь      
Ароматические средства      
Аксессуары      
Комплимент это чудесный дар
Комплимент – это слова или выражения, с некоторым преувеличением реальных положительных качеств человека. Эффективные способы делать комплимент:
•  1.       Комплимент должен быть конкретным, тогда он позволяет чувствовать правдивость и искренность.
«Такой цвет прекрасно сочетается с оттенком твоих волос создаёт живой динамичный эффект».
«Очень мило. Цвет действительно очень идёт к твоим волосам, подчёркивая их золотистый оттенок (о платье)».
«Я просто поражён. Я знал, что ты способна творить чудеса, если захочешь, но это платье абсолютная фантастика».
Вставляйте в предложения слова «потому что», чтобы общий комплимент приобрёл конкретный смысл. Объясните, почему данный проект, работа, человек... так хороши, что помогает им быть такими необыкновенными.
«Вы очень милый, потому что всегда заботитесь о близких вам людях».
«Вы очень умный, потому что всегда находите время для каких-то приятных мелочей».
«Мой лучший друг изумителен, потому что...» «Этот учитель легко находит контакт с учениками, потому что...»
«Твоя новая причёска великолепна, потому что...»
•  2.       Уделяйте внимание скрытым «мелочам», качествам менее очевидным. Избегайте сосредотачивать внимание в комплименте на очевидных положительных чертах. «Эффект мелочей» придаёт общению особый шарм.
•  3.       Не фиксируйте внимание на внешних данных человека, сосредоточьте внимание на его душевных качествах. Наши достоинства – это наш характер, наши способности, именно они выражают нашу сущность. Сделайте комплимент, относящийся к внутренним качествам. Сочетайте его, если возможно, с комплиментом внешности человека. Отметьте как внутренние, так и внешние достоинства.
«Твоё чутьё на перемену стиля очень многое говорит о твоей сущности».
«Ты всегда была смелой и рискованной. Это одна из причин, по которой я люблю с тобой общаться».
«Ваша улыбка удивительна. Она заражает окружающих хорошим настроением».
Комплимент должен:
  • указывать только на положительные качества:
  •   утверждать данное качество, а не содержать рекомендации по улучшению;
  • иметь небольшое преувеличение качества;
Комплимент не должен:
  • быть ниже мнения человека о самом себе;
  • содержать иронии или сарказма.
Принимая комплимент, поблагодарите: «Благодарю вас». «Мне приятно, что вы это заметили».
Ответ на неискренний комплимент: «Мне особенно приятно это слышать от вас, ибо в вашей искренности я не сомневаюсь».
Правила использования комплиментов из книги Панасюк А.Ю. Управленческое общение / Практические советы. М.: Экомомика, 1990:
  1. «Один смысл». Комплимент должен отражать только положительные качества данного человека. Следует избегать двойного смысла: «Как вам удаётся так расположить к себе людей?» (Пример нарушения правила: «Слушая ваши беседы с людьми, я каждый раз удивляюсь вашей способности так тонко и остроумно уходить от ответа!»).
  2. «Без гипербол». Отражаемое качество должно иметь небольшое преувеличение: «Я всегда поражаюсь вашей аккуратности и пунктуальности». «Знаете ли вы, что ваша улыбка просто обезоруживает людей!»
  3.   «Высокое мнение»: «Я раньше не знал, что вы так тонко и хорошо разбираетесь в людях!» Надо знать мнение о себе человека, которому делаешь комплимент. Важно, чтобы положительное качество, отмеченное в комплименте, не было ниже, чем собственное мнение человека. («Можно только поражаться вашему мастерству». «У вас поразительная наблюдательность».)
  4. «Без претензий». Делая комплименты, не нарушайте правило «без претензий, как то: «Я слышал, что вы блестяще умеете делать комплименты» (а этот человек считает, что данное качество вовсе не является достоинством).
  5. «Без дидактики». Комплимент должен утверждать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендации по её улучшению: «Всегда бы иметь такого приятного партнёра». «Общаясь с вами можно многому научиться». Не следует делать комплимент типа: «Тебе следует быть активнее!». «Умей отстаивать свои позиции!» Здесь нарушено правило «без дидактики».
  6.   «Без приправ». Комплимент не должен иметь никаких добавок, как то: «Руки у тебя «золотые», а вот язык твой враг!». «Мне очень импонирует ваша способность располагать людей к себе. Только бы эту способность да в интересах дела...». Делая комплимент, удержитесь от «ложки дёгтя».
Шведский стол
Это стол самообслуживания. Едят стоя или сидя в стороне. Поскольку этот вид приёма берёт своё начало в Швеции, его ещё называют «шведский» стол. Его проводят за рубежом в 19.00 и 21.00, а у нас в стране в часы обеда. Такой приём менее официален, чем обед. Форма одежды зависит от конкретного случая.
На столе, покрытом праздничной скатертью, холодные блюда, закуска, красиво оформленные маленькие бутерброды. Всё, что легко резать и мазать на мини-бутерброд – масло, паштет, холодец – можно ставить на стол куском, прилагая к ним нож. На середину стола ставят холодные соусы, хлеб, салаты, печенье, кондитерские изделия, прохладительные напитки, соки, минеральную воду.
Напитки подают на стол в кувшинах. Тарелки ставят стопкой. Рюмки и бокалы тоже расставляют так, чтобы их было удобно брать: по краям стола рядами или треугольниками. Закусочные тарелки ставят одна на другую. Ножи и вилки помещают в декоративную посуду или раскладывают рисунком по столу. Салфетки кладут группами в нескольких местах. Гости могут два раза подходить к столу расклада, чтобы набрать пищу. В качестве горячего хозяйка может предложить чашку бульона.
Холодные столы организуют и на конференциях, совещаниях и на больших приёмах. Столы располагают буквой «П» или «Т». В последнем случае стол накрывается в помещении, где есть и маленькие столики. Гости сами себя обслуживают. На столах стоят графины с водкой, бутылки с вином и пивом, рюмки, тарелки с хлебом. Спиртное и напитки находятся в конце стола, на буфетных столиках или в барах, за которыми стоят официанты. Их наливают правой рукой в фужер и относят к столу. Предупредительный мужчина приносит своей спутнице то, что она пожелает, и только после этого приносит свои закуски и садится рядом за столик. Участники «шведского» стола ставят тарелку на левую руку, предварительно покрытую салфеткой, на неё кладут (изгибом вниз) вилку и нож, пищу. Наполнив тарелку, гости отходят от стола и рассаживаются за маленькими столиками.
Приглашение на кофе
Есть два вида приёма на чашку кофе: на сладкий и сладко-солёный (с солёными бутербродами). Кофе, сваренный в турке, ставят справа от гостя на тарелку с чайной ложкой, если гость будет наливать себе кофе сам в чашку. Кофе-глясе в бокале, фужере или стакане с утолщённым дном ставят на тарелку, на которую ручкой вправо кладут ложку для мороженого и две соломинки для кофе.
Как разливать кофе? Чашку с кофе подают ручкой к гостю справа, ложку ручкой к гостю. Разливают кофе левой рукой в чашки, которые стоят на столе; в руки чашку при разливе не берут. Правой рукой гость поворачивает чашку, держа её за ручку, пьёт правой рукой.
Как правильно пить кофе? Чашку держим за ручку тремя пальцами вместе, а большим пальцем придерживаем ручку чашки, четвёртым и пятым пальцами придерживаем чашку у основания ручки.
Кофе необходимо заваривать, подавать быстрорастворимый кофе гостям не следует. К кофе подают только кусковой сахар. Размешав сахар, ложку кладут на пирожковую тарелку.
Закусочная тарелка с бутербродами ставится справа от чашки. Бутерброды соленые с рыбой и бужениной делают с чёрным хлебом. К ним можно подать вермут, домашние наливки.
Торт стоит справа от чашки кофе. Лимоны не едят, а только выдавливают сок, после чего кусочек лимона кладут в розетку или на пирожковую тарелку.
Коньяк хозяйка разливает в рюмки на кухне (гости не наливают из бутылки) и подаёт рюмку гостю к чашке кофе.
Кофейный стол для гостей у нас очень популярен. Маленькая хлебная тарелка, на которую кладут салфетки, ставится так, чтобы её край накрывал стол для кофе, тарелки для пирожных ставят так, чтобы их край совпадал с краем стола. Кофейные чашки с блюдцем ставят правее от тарелки для пирожных, чашку поворачивают ручкой вправо. Кофейную ложечку кладут на блюдце или рядом справа от него. Если ложечка уже побывала в кофе, её кладут только на блюдце. Ложечка или вилочка для пирожных кладётся по правую сторону от тарелки для пирожных, между ней и чашкой.
Для фруктовых пирожных и торта кладут лопаточку, а для сухих – щипцы.
Кофе не нужно подавать с заранее разведённым в нём сахаром или сливками. Всё это подаётся отдельно и каждый берёт по своему вкусу.
Кофейная ложечка нужна только для того, чтобы растворить в кофе (чае) сахар. Обычно хозяйка сама разливает кофе гостям. Кофе наливают опять-таки с правой стороны гостя. Сахар и сливки гость кладёт сам по своему вкусу. Предлагая пищу, можно слегка опереться тыльной стороной руки о стол. Ручка ложки или вилки на блюде повёрнута в сторону гостя, который обслуживает себя правой рукой, левой же только помогает. В то же время обслуживающий свою правую руку держит немного позади, чтобы она не мешала гостю.
Сахар, сливки передают из рук в руки. Угощение предлагается гостям слева, пустую чашку, чтобы налить кофе, принимают справа. К кофе предлагают маленькие бутерброды, тосты, канапе, оладьи, горячую закуску, салаты, блины, омлеты, пирожные, торт. К кофе подходит ликёр.
Кофейный стол обычно накрывают с 16.00 до 19.00, гости уходят домой не позже чем в 22 часа. Одеваться на этот вид приёма следует не очень нарядно, к деловому костюму или платью можно добавить украшение.
Банкет чай
Чаепитие – несколько спонтанная форма товарищеского развлечения. Это увеселение не требует определённого меню. Он устраивается между 16.00 и 18.00.
Для приёма гостей можно накрыть один большой стол или несколько маленьких. Чаепитие потребует соответствующего оформления и заботы. Свежая цветная скатерть или салфетки, фарфоровый сервиз, ибо в толстостенной посуде из керамики или фаянса чай гораздо хуже по вкусу, вот почему для чайной посуды больше всего подходит фарфоровый или серебряный сервиз. Красиво расставленные тарелки, изящно разложенные салфетки. Небольшой букетик в невысокой вазочке.
На стол ставят малый заварочный чайник и большой чайник с кипятком, кусковой сахар в сахарнице со щипцами или розетке (в креманке).
Если чай наливают из самовара, то он стоит на вспомогательном столике. Чай тоже разливает хозяйка или её дочь и помогает кто-нибудь из молодёжи.
К чаю подают маленькие оладьи, тосты, сдобные булочки, торты, сливки, лимон, бутерброды, кекс, печенье, фрукты, мороженое. Их подают с приборами к чаю для расклада. К чаю с лимоном подходит коньяк или ром, а также полусладкие и полусухие вина, десертные ликёры, на юбилеи – шампанское. На стол можно поставить конфеты в вазочках или коробках.
Ручки чашки должны быть повёрнуты влево, чайная ложка положена на блюдце ручкой вправо.
Варенье, джем или мёд в розетках или вазочках ставят слева. Лимон подают в розетке или на маленьком лотке с двухрожковой вилкой для раскладывания. Розетку ставят справа.
Молочник или сливочник ставят на пирожковую тарелку справа от гостя.
Когда убирают тарелки с закусками, подают чай. Его разливают и передают по рядам из рук в руки.
О чаепитии можно договариваться хоть каждый день, оно великолепно развязывает языки, склоняя к откровенности. Хорошо организованное чаепитие действует как бокал шампанского, вызывает настроение весёлое и праздничное. Продолжительность чая – 1 – 1,5 часа. Форма одежды: повседневный костюм или платье. 
Фуршет
Это такой приём, на котором пища гостям предлагается такая, которую едят руками, её подают на стол без приборов. Приборы подают только, если предлагают рыбные бутерброды или канапе.
Канапе – это круглые или треугольные маленькие бутерброды, их поджаривают в духовке, а после охлаждения на хлеб кладут наполнители (колбасу, шпроты), украшают зеленью, яйцом.
Во время фуршета также подают горячие бутерброды. Хлеб намазывают с двух сторон маслом, накрывают верхний слой наполнителем и подают горячими. Их едят вилкой и ножом. Иногда подают также жульены и горячие закуски. Угощение не должно быть обильным. В конце приёма угощают десертом – сыром, желе, мороженым, кофе.
Если бутерброды на официальном приёме подают на шпажке, то съедая его, шпажку надо положить на другой поднос, который официант держит в правой руке.
Форма одежды: повседневная или смокинг, в зависимости от конкретного случая и указания на этот счёт в приглашении.
На официальные приёмы одеваются так, как указано в приглашении. Символика галстука подсказывает приглашённому, что форма одежды деловая или вечерняя. В таких случаях – « blak tie » – «черный галстук» обозначает, что следует прийти в смокинге, a « ivhite tie » – «белый галстук» – во фраке. Женщины на приём приходят в платьях, длина юбки ниже колен, и в туфлях на каблуках, с маленькой сумочкой через плечо.
Искусство дарения
Подарок – это знак внимания, который радует родственников, друзей, коллег. Ценность подарка выражается не его стоимостью, а искренним желанием доставить удовольствие.
Подарки к свадьбе или на день рождения зависят от степени знакомства с молодожёнами или именинником и благосостояния гостей. Подарок дарят такой, которым будет пользоваться именинник лично.
В праздники хозяевам дома гости дарят цветы, конфеты или книгу, другу – бутылку вина. Если у хозяев юбилей или день рождения, дарят подарки для личного пользования, а если годовщина свадьбы или новоселье – для общего пользования. Духи и помаду дарят, если знают вкус хозяйки; нижнее белье дарят только членам семьи.
Из отпуска или путешествия привезите памятные сувениры для своих друзей и близких.
Подарок для близкого мужчины должен нести некий смысл и определённую символику, выражающую истинное отношение женщины к данному мужчине. Это может быть оригинальное мужское кольцо, перстень, запонки или булавка для галстука.
Деньги можно дарить молодожёнам и сотрудникам. Если подарок дарят деньгами, то в конверт вкладывают открытку, где указывают, на какой предположительно подарок сделан денежный вклад, например: «Эти деньги на люстру...», так как вы знаете, что хотелось бы имениннику, но боитесь, что не сумеете выбрать соответственно его вкусу.
Дарить можно книгу, сделав надпись на листе слева от титульного; блок сигарет (а не пачку), стеклянные, металлические и керамические изделия, настенные тарелки, вазы, бутылку вина в упаковке.
Если у человека состоятельного есть всё, не теряйтесь в догадках: подарите ему цветы, хорошее вино и коробку конфет. Принимая гастрономические подарки, угостите ими своих дарителей, если у вас нет на столе подобных продуктов.
Цветы в подарок
Букет цветов матери, возлюбленной, хозяйке дома – это проявление внимания, которое придаёт праздничность нашим будням. Цветы дарят дамам: хозяйке дома и всем женщинам, живущим в квартире, куда вы приглашены в гости. Преподнести цветы можно и мужчинам (хозяину дома, пожилому человеку, юбиляру, начальнику, актёру, учителю). Цветы не дарят только молодому человеку.
Поздоровавшись правой рукой, левой вручают букет. Его держат левой рукой цветами вверх. Мужчина вручает их хозяйке дома, освободив от обертки (целлофановую бумагу можно оставить). Хозяйка должна поставить цветы в подготовленную вазу так, чтобы их было хорошо видно и они никому не мешали.
На свадьбу дарят розы и лилии, ирисы и пионы, орхидеи и хризантемы, ландыши и фиалки, нарциссы и гладиолусы – всё это цветы для свадебного букета. Не рекомендуется дарить молодым каллы, белую сирень и игольчатую зелень. По поверьям, они приносят несчастье. Свадебный букет нельзя выбрасывать – это плохая примета. Его можно засушить и сохранить на всю жизнь.
Важен цвет подаренных цветов в букете. Желтые и оранжевые цветы – это признак солнца, знак оптимистичного и жизнерадостного человека. Белые цветы дарят девушкам как символ чистоты и непорочности. Розовые цветы дарят молодым женщинам. Красные и алые – влюблённым. Чем старше становится женщина, тем более насыщенной цветовой гаммы цветы ей преподносятся. Цветы для мужчины должны быть на высоких стеблях: розы, гвоздики, гладиолусы, ирисы.
Деловой подарок
Выбранный сувенир должен соответствовать роду занятий и специфике работы, хобби и личным предпочтениям, учитывать вкус и приоритеты людей, которым они предназначены. Деловой подарок не должен быть дорогим. Особое внимание – упаковке. Упаковка создаёт первое впечатление о подарке, точно так же, как и ваша одежда или кабинет нередко создаёт впечатление о вас в деловом мире. Подарок можно украсить монограммой с эмблемой вашей компании либо с инициалами лица, которому он предназначен. При первой встрече подарки преподносят хозяева, а не гости. При последующих встречах обмен ими становится обязательным, особенно если ваши партнеры с Востока.
К деловым подаркам относятся:
  • ручки, папки, записные книжки, наборы канцелярских принадлежностей;
  • портмоне, очешник, курительные аксессуары;
  • художественные альбомы, книги, сувениры в виде статуэток, изделия художественных промыслов: палехские и федоскинские шкатулки, жостовские подносы, гжельская керамика, авторская картина, календарь с эмблемой вашей компании;
  • коробка конфет, бутылка вина в фирменной упаковке, набор марочных вин, блок сигарет;
  • серебро, фарфор, хрусталь, ткацкие изделия;
  •   дамам цветы (нельзя дарить красные – деловым партнерам из Англии, Франции, Германии, белые и фиолетовые – из Великобритании; четное количество цветов дарят в Германии, Грузии, Прибалтике).
Деловым подарком не могут быть
  •    шляпы, рубашки, носки и другие вещи личного пользования.
Допускаются следующие деловые подарки:
  • галстук, шарфы и платки (они не должны быть дешёвыми);
  • парфюмерия (при условии, что вы знаете вкус человека или это продукты вашей фирмы)
Нельзя дарить часы: и на Востоке, и на Западе это считается плохой приметой.
Тест «Знакомы ли вы с правилами хорошего тона?»
Выберите один из вариантов ответа «а» или «б» и подсчитайте очки.
1.       Вы садитесь за стол, который сервирован разнообразными столовыми приборами. На тарелке лежит полотняная салфетка. Что вы станете делать?
  • а).       развернете и положите на колени?
  •   б).     развернете и положите на грудь?
2.       Перед вами несколько ножей и вилок. Какими приборами вы воспользуетесь сначала:
  • а).       теми, что лежат дальше от тарелки?
  • б).     теми, что лежат ближе к тарелке?
3.       В гостях за обеденным столом гость-мужчина сидит в окружении женщин. Кому из них он должен уделять преимущественное внимание:
  • а).       той, что сидит слева от него?
  •   б).     той, что сидит справа?
4.       Вам подали мясное блюдо. Следует ли:
  • а).       разрезать сразу весь кусок мяса на мелкие кусочки?
  • б).     постепенно отделять маленькие кусочки от целого?
5.       Вам понравилось блюдо. Взять второй раз понравившееся кушанье
  • а).       можно?
  • б).     неприлично?
6.       Если вы хотите попробовать кушанье, которое стоит далеко от вас, то:
  • а).       вы сами потянетесь за ним»?
  • б).     попросите передать его?
7.       В гостях вы:
  •   а).       съедаете всё, что положили на свою тарелку?
  •   б).     часть оставляете на тарелке?
8.       Если вам не понравится предлагаемая хозяйкой еда, вы благодарите её за внимание и отказываетесь:
  • а).       не объясняя причин?
  • б).     говорите о причине отказа.
9.       Считаете ли вы, что хлеб из хлебницы надо брать
  •   а).       вилкой?
  • б).     рукой?
10. Вы обедаете в ресторане, где вас обслуживает официант. Вы закончили есть второе и хотите показать официанту, чтобы он убрал приборы. Для этого вы положите нож и вилку:
  • а).       параллельно друг другу вправо?
  • б).     под углом острыми концами в тарелку?
Правильные ответы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
А
5
5
0
0
5
0
5
5
0
5
Б
0
0
5
5
0
5
0
0
5
0
45 – 50 очков – отлично,
35 – 40 очков – хорошо,
25 – 30 очков – удовлетворительно,
0 – 20 очков – плохо.
Если у вас «отличные» или «хорошие» результаты, то поздравляем! С вами приятно в общении и сидеть за обеденным столом.
Если у вас плохие результаты, вам стоит поработать над собой, рекомендуем внимательно прочитать книги об этикете.
Пресс-релиз
Лиги профессиональных имиджмейкеров
 
Имидж это большие деньги.
Имидж это больше, чем деньги!
В.М. Шепель
Лига профессиональных имиджмейкеров:
  • создаёт индивидуальный и фирменный имидж деловых структур, их персонала, эксклюзивно совершенствует имидж руководителей всех уровней управления;
  • оказывает консультативные услуги по разработке бизнес-проектов, подготовке руководителей госслужб, муниципальных органов, партийных и профсоюзных организаций по работе с кадрами, аудиториями, по проведению избирательных кампаний;
  • специализируется в области спичрайтерства: составлении речей, написании докладов и рефератов, проведении брифингов, деловых переговоров и пресс-конференций, подготовке выступлений по радио и телевидению;
  • разрабатывает технологии самопрезентации, помогает овладеть риторическими уловками и спецэффектами, искусством биоэнергетического воздействия, приёмами актуализации интереса к общению;
  • осуществляет абонементное обслуживание семей по созданию имиджа дедушки и бабушки, родителей, детей, фамильной чести, оказывает помощь в формировании комфорта домашнего общения;
  • содействует социально-правовой защищённости физических и юридических лиц, занимающихся имиджмейкерской деятельностью;
  • ведёт подготовку имиджмейкеров, преподавателей по имиджелогии и специалистов по конкретным видам имиджмейкерской деятельности: в области политической, сервиса, туризма, медицины, образования, право-силовых структур, адвокатуры. Учебный курс – 500 часов. Выпускники получают сертификаты Лиги профессиональных имиджмейкеров.
Обучение ведётся по авторской программе и методике основателя «Имиджелогия», Президента Лиги, доктора философских наук, профессора, академика, заслуженного деятеля науки России Виктора Максимовича Шепеля;
патронирует факультет по связи с общественностью Института индустрии моды г. Москвы, на котором подготавливаются специалисты по коммуникативному менеджменту со специализацией имиджмейкер;
публикует концептуальные и методические материалы по проблемам имиджелогии, технологиям самопрезентации, профессиональной учёбе имиджмейкеров.

Словарь

АЙДЕФАЙНЕР – разновидность айлайнера, имеющая вид авторучки с тонким стержнем для подчёркивания век.
АЙЛАЙНЕР – специальная жидкая тушь для подкрашивания век.
АППЛИКАТОР – маленькая губка на стержне, используется для нанесения теней на веки, надбровное и подбровное пространство.
АРТИСТИЗМ – совокупность способностей (перевоплощение, обаяние, заразительность, эмоциональная подвижность), обусловленные физическими данными человека, особенностями его эмоционального аппарата, своеобразием менталитета.
АРТИСТИЗМ РЕЧИ – энергетика речи, её экспрессия и выразительность.
АТТРАКЦИЯ – (англ, притяжение ) визуально фиксированное эмоциональное отношение человека к кому-либо – симпатия или готовность к общению.
АРХИТЕКТОНИКА – композиция, художественно выраженная и представленная деятельность или структура объекта.
БИЗНЕС-КОСТЮМ (в стиле «яппи») – символ успешной карьеры. Его черты – идеальный покрой, строгие каноны, дорогие качественные ткани; престижность марки («Шанель», «Версаче», «Хуго Босс», «Лакруа»).
БИОПОДТЯЖКА – процедура для разглаживания кожи, действующая с гелем на травах, который стимулирует кровоснабжение.
БОЛЬШОЙ СТИЛЬ – система идей, в которой отражено мировоззрение эпохи, основные типы формообразования оригинальных идей. Большой стиль проявляется в архитектуре, живописи, литературе, музыке («готика», «ренессанс», «барокко», «классицизм» и т.д.).
ВЕРБАЛЬНЫЙ (лат. verbalis ) устный, относящийся к речи.
ВИДЕНИЕ – психологический процесс, возникающий в эмоциональной памяти артиста, причём только в том случае, когда включается воображение и его непременный спутник – «внутренний взор».
ВИЗАЖИСТ (франц. visage – лицо) – художник, работающий над оформлением лица.
ВИЗУАЛЬНЫЙ – зрительный, производимый невооружённым глазом или с помощью оптических приборов.
ВНУШЕНИЕ – некритическое восприятие личностью информации из-за авторитета говорящего или настроя среды непосредственного общения, в наше время нередко под давлением средств массовой информации.
ВООБРАЖЕНИЕ – способность представлять отсутствующий или реально не существующий предмет, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать.
ГАРМОНИКА – средство межличностного притяжения, включающее, с одной стороны, сохранение «Я-образа», с другой – поддержание доверительности, открытости, способности управлять процессом имидж-коммуникаций с партнёром по общению.
ГЛАМУР – направление, возникшее в конце 90-х годов, напомнившее образы кинозвёзд 30-х годов, вернувшее в моду роскошь натуральных мехов и перьев, материалов с блестящими поверхностями (атлас, парча, ламэ, металлизированные плёнки и кожа).
ГРАНЖ – стиль, возникший в начале 90-х годов, омрачённых экономическим кризисом. Герой этого стиля – нищий или бомж в поношенной одежде с блошиного рынка. Актуальны эффекты намеренно состаренной одежды (трикотаж со спущенными петлями), многослойность, случайность цветовых сочетаний, рисунков, этнические элементы.
ГРИМ – искусство изменять внешность актёра с помощью специальных красок (грима), пластических и волосяных наклеек, парика и др.; гримированные краски и другие принадлежности.
ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ – направление в дизайне одежды, нарушающее общепринятые нормы, парадирующее и свободно трансформирующее традиционные формы (основоположники – Ж.-П. Готье, В. Вествуд, Дж. Гальяно). Одежда этого направления – незавершённая, асимметричная, намеренно плохо сидящая на фигуре, со смещёнными застёжками, застроченными наружу швами и вытачками, необработанными краями и т п.
ДЕКОРАТИВНАЯ КОСМЕТИКА - искусство гримировать (приукрашивать) лицо.
ДЕРМА – собственно кожа, расположена под эпидермисом, состоит из эластичной ткани – коллагена. В дерме расположены кровеносные сосуды, нервы, потовые железы, корни волос и ногтей.
ДЕФОРМИРОВАННЫЙ ИМИДЖ - социально неприемлемый (отвергаемый) облик, отражающий деструктивную (разрушительную) направленность манер поведения человека.
ДИАПАЗОН ГОЛОСА – его объём, т.е. свойственная ему совокупность музыкальных тонов. Границы диапазона определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона ведёт к монотонности, что притупляет восприятие содержания речи.
ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ – одно из направлений проектирования одежды.
ДИКЦИЯ – «произношение» (по-латыни dictio произносить, dicere произношение). Под хорошей дикцией подразумевается чёткое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом
ДИНАМИКА – средство композиции: определённое взаиморасположение частей и элементов целого, вследствие чего целое воспринимается или статически неуравновешенным, или закономерно изменяющимся по каким-либо направлениям (по вертикали, по горизонтали, по диагонали). Антоним – статика.
ДОМИНАНТА (лат. господствующий ) очаг возбуждения в коре головного мозга.
ЖЕСТ (англ, gesturre ) движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь.
ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ – манера жестикулировать, важная составляющая технологии самопрезентации.
ИДЕАЛЬНЫЙ ИМИДЖ – эталонная модель, разрабатываемая имиджмейкером в процессе работы с клиентом, которая призвана определить принципиальные направления моделирования и разработки технологии имиджирования.
ИМИДЖ – (англ, образ ) , облик (русская версия) личности, в котором наиболее ощутимо проявляются те качества, благодаря которым достигается эффект персональной привлекательности; это репутация семьи, хозяйствующего субъекта, государственного или общественного учреждения, региона или страны в целом.
ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИИ – репутация, сложившаяся у потребителей, партнёров, конкурентов, поддерживаемая имиджмейкерами и специалистами по связи с общественностью.
ИМИДЖИРОВАНИЕ – научно обоснованный и технологически апробированный процесс разработки и освоения имиджа, его искусная презентация в общении и в средствах массовой информации.
ИМИДЖ-КОММУНИКАЦИИ разнообразные средства невербального и вербального предъявления персонального или группового имиджа и вызова соответствующих впечатлений, в которых заинтересован носитель имиджа.
ИМИДЖМЕЙКЕР – специалист по созданию облика отдельной личности или репутации конкретных социумов, демографических слоев, хозяйствующих субъектов, государственных и негосударственных учреждений, регионов, нации, страны.
ИМИДЖ-ТЕХНОЛОГИЯ – полнометражная или короткометражная технологии имиджирования, обеспечивающие достижение запрограммированного результата.
ИМПОНИРОВАНИЕ – формирование межличностных отношений на основе механизмов эмпатии и рефлексии, способствующих их эмоциональной позитивности и комфортности.
ИОНТОФОРЕЗ – процедура, при которой активные вещества из ампульных концентратов при помощи слабого постоянного тока внедряются глубоко в кожу.
КАЙАЛ – антисептический контурный карандаш для обводки глаза внутри его слизистой оболочки, по самому краю ресниц.
КАЧЕСТВА РИТОРА – голосовые данные, образцовый литературный язык, логика суждений, телесные характеристики (фигура, осанка, дыхание) и умение творить в речи. Представлены М.В. Ломоносовым в пособии «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия».
КИНЕСИКА (греч. kinitikos ) информативность телодвижения, язык тела.
КОЖА – самый большой орган тела человека. Она выполняет многочисленные функции (химическая лаборатория, орган пятого чувства, защита от толчков и убийца бактерий, климатическое устройство). Внешний её вид выдаёт телесное и душевное состояние человека.
КОЛЛАГЕН – волокнистый протеин в дерме, который придаёт коже прочность и эластичность.
КОМЕДОГЕНИЧНОСТЬ – закупорка пор, приводящая к образованию угрей и гнойников на коже.
КОММУНИКАЦИОННОЕ ОБЩЕНИЕ многообразные формы и методы информационного (вербального и невербального) взаимодействия людей, в процессе которого происходит восприятие людьми каких-то сведений, их распространение или пресечение, поддержка или развенчание источника информации. Введено в научный оборот В.М. Шепель в 1984 г.
КОМПОЗИЦИЯ – теория и практика художественной организации социальных явлений: гармоническое взаиморасположение их частей и элементов.
КОНТРАСТ – средство композиции: резко выраженная противоположность свойств (цвета, фактуры, текстуры, размера, веса и т.д.). Антоним – нюанс.
КОСМЕТИКА (от греч. costmet ) искусство украшать, наряжать. Косметика бывает лечебно-профилактической и декоративной, косметикой называют также вещества, применяемые для ухода за кожей лица, шеи, рук.
КОСТЮМ (от латинского costume ) набор предметов и элементов одежды, объединённых единым замыслом и назначением, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, профессию.
КРЕАТИВНОСТЬ – творческий потенциал человека, коллектива, нации.
КУРС ГЛУБОКОГО ШЕЛУШЕНИЯ с пастами, содержащими энзимы и микстуры трав, применяется против морщин, рубчиков, пигментных пятен и акне.
КУТЮРЬЕ – создатель коллекций одежды «от кутюр» (высокой моды) – уникальных моделей одежды, выполненных в единственном экземпляре вручную в домах высокой моды; член Синдиката Высокой моды в Париже или в подобных организациях других стран.
ЛЕДЯНЫЕ ВОЛНЫ – процедура низкотемпературного шока, которая проводится перед тем, как нанести ампульные концентраты или маску.
ЛИПОСОМЫ (ниосомы, микросомы, наносферы, нанопарты, салисомы или альгосомы) – крохотные капсулы, состоящие из обёртывающей мембраны и внутренней полости, наполненной активным веществом, растворимые в воде или в масле. Выполняют транспортную функцию, преодолевая естественные барьеры кожи, отдающие клетке свой груз, дополнительно укрепляющие межклеточное пространство.
ЛИЧНОСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО базовая составляющая развивающегося бытия творческой личности. Чем выше интеллектуально-эмоциональная плотность этого пространства (насыщенность событиями и переживаниями), тем креативный потенциал творческой личности выше, то есть способность человека по-иному видеть (мир, ситуацию, проблему) и на основе этого выходить за пределы привычных представлений, что зависит от содержания личностного пространства. Перестройка личностного пространства – главное условие и основное средство саморазвития творческой личности: человек, творящий своё личностное пространство, тем самым творит сам себя и таким образом самоопределяется и саморазвивается как творческая личность.
МАКИЯЖ ( от англ, make up ) подкрашивание лица при помощи красок.
МАСКАРА – краска (в футляре) для глаз, ресниц, тушь для ресниц, карандаш для век, тени для век.
МАСКИ – процедуры ухода за кожей лица и шеи, быстрые косметички, действие не рассчитано на продолжительное время. Существуют очистительные, увлажняющие, освежающие маски.
МАСКИРУЮЩИЙ КАРАНДАШ применяется для маскировки пигментных пятен, тёмных кругов вокруг глаз и других дефектов кожи.
МАССАЖ ЛИЦА – особые процедуры, оказывающие благотворное действие на нервы и на состояние кожи, проводимые по определённым канонам.
МЕТАФОРА (греч. перенос ) сходство двух явлений, дающее скрытое сравнение.
МЕТОНИМИЯ (греч. переименование ) – слово с переносным значением, в котором содержится переименование, то есть замена названия одного предмета другим.
МИМИКА (греч. mimikos подражательный ) движение мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние.
МИНИМАЛИЗМ – направление, возникшее в конце 90-х годов и провозгласившее культ простых чистых форм и нейтральных цветов с характерным отсутствием деталей.
МОДА – «ходячий обычай; временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в покрое одежды и в быту». (В. Даль)
МОДЕЛЬЕР (в русской традиции) – специалист по изготовлению моделей одежды, создатель экспериментальных образцов, определяющий образ и стиль, общее конструктивное решение, изобретающий новые технологические решения и разрабатывающий декор, выбирающий цвет и материалы, продумывающий аксессуары и дополнения.
МОДНЫЙ СТИЛЬ – стиль, теряющий устойчивость в течение определённого периода времени. Микростили XX века – кантри, вестерн (40-е гг.), нью лук, «Шанель» (50-е гг.), спортивный, джинсовый, милитари, бельевой, сафари, панк-стиль (70-е гг.), неоклассика, необарокко, секси, корсетный, этнический (80-е гг.), гранж, гламур, минимализм (90-е гг.). Каждый сезон модельеры пропагандируют новые стили.
НАТУРАЛЬНАЯ КОСМЕТИКА растительная косметика – по возможности без продуктов животного происхождения и совершенно без синтетических добавок.
НЕВЕРБАЛЬНЫЙ – «знак» несловесный, неязыковый; невербальная коммуникация – это общение без единого слова.
НУВЕЛЬ-КУТЮР (новая высокая мода) – понятие, возникшее в 70-е годы, когда новые стили стали рождаться именно в коллекциях прет-а-порте.
«НЬЮ ЛУК» (новый взгляд) – элегантный, женственный, романтичный стиль, созданный Кристианом Диором в 1947 году. Представляет образ идеальной женщины с тонкой талией, покатыми плечами, пышными юбками. Для «Нью лук» характерны отточенная скульптурная форма моделей (три ведущих силуэта: «широкий клешёный», «овальный», «прямой»), тщательный подбор аксессуаров.
НЮАНС – средство композиции: малозаметный переход или различия свойств (в цвете, размерах, в площадях и т.д.). Антоним – контраст.
ОБАЯНИЕ – умение светиться людям, вызывая у них симпатию и доверие.
ОТШЕЛУШИВАЮЩЕЕ СРЕДСТВО используется для удаления ороговевших клеток с поверхности кожи.
ПАНТОМИМА (греч. воспроизводящей подражанием ) один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношение к тем или иным явлениям. Наиболее важный компонент П. – жест: выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации.
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ (актёрское) – способность к внутренним и внешним изменениям.
ПИГМЕНТАЦИЯ ТКАНЕЙ – окрашивание тканей (волос, кожных покровов, радужных оболочек и т.д.) человека красящими веществами – пигментами.
ПИЛИНГ (англ, снимать шелуху ) шлифование лица, при котором кожа мягко полируется, очищается и разглаживается мелкими абразивными частицами и субстанциями, которые отделяют роговые клетки.
ПОДТЯЖКА – сложная косметическая операция, связанная с определённым риском: рассекается кожа лица, делается надрез, который проходит от виска перед ухом, затем за ухом идёт вверх и потом вдоль начала волос в направлении затылка, кожа при этом отделяется от лежащих над нею тканей и туго натягивается в направлении ушей. Лишние лоскуты кожи срезаются.
ПОЛЁТНОСТЬ ГОЛОСА умение посылать голос на расстоянии и регулировать его громкость.
ПОЛИРУЮЩИЕ КРЕМЫ моющие ремы с мелкими шлифующими частицами из полиэтилена, тончайшего кремневого песка, кремнистого геля, миндальных отрубей или молотых абрикосовых орешков.
ПОЛИРУЮЩИЕ МАСКИ – очистительные маски, которые после высыхания оттирают с кожи (только для крепкой кожи). Полирующие маски в форме геля образуют на лице плёнку, которую можно снять. На ней остаются отдельные роговые клетки, грязь и кожный жир.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ – предъявление, представление, демонстрация каких-то данных или имиджа в целом.
ПРЕТ-А-ПОРТЕ (понятие, появившееся в 50-е годы) – готовая одежда высокого качества, на которой стоит имя известного модельера либо известная торговая марка.
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ теория и практика художественной организации социального пространства: гармоническое взаиморасположение его частей и элементов. Различают три основных вида пространственной композиции: фронтальная (плоскостная, двухмерная), объёмная (трёхмерная), глубинная (пространственная, четырёхмерная).
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ облик человека, отражающий его профессиональную деятельность; важное условие профессиональной самореализации и достижения профессиональных успехов.
PR – планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью.
ПСИХИЧЕСКАЯ КОНТАГИОЗНОСТЬ эмоционально-чувственное восприятие группой людей (аудиторией слушателей) информации, способствующее сопереживанию, совместному осмыслению определённых положений и фактов.
РЕКЛАМА (фр.) – информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг, наглядная демонстрация их достоинств с целью их реализации и создания спроса на них.
РЕФЛЕКСИЯ (лат. обращение назад ) процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
РЕЧЕВОЙ АППАРАТ – губы, язык, челюсти, зубы, твёрдое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зева), голосовые связки.
РЕЧЬ – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
РИТМ – средство дизайнерской композиции, суть которого состоит в пропорционировании пространственных решений для достижения их целостности. Основано на закономерном чередовании каких-либо их частей и элементов (деталей, форм, объёмов) здания, улицы, двора, площади, города.
РИТОРИКА (греч. теория красноречия ) мастерство нахождения и применения способов стройного изложения мыслей, набор речевых правил склонения людей к своим взглядам.
РИТОРИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ совокупность риторических приёмов.
СВЕТОЗАЩИТНЫЙ ФАКТОР позволяет высчитать, как долго можно оставаться на солнце без покраснения кожи.
СЕКСИ – новый стиль, сложившийся в 80-е годы из пропаганды культа тела и здорового образа жизни. Выражается в подчёркивании всех достоинств фигуры при использовании нижнего белья (корсетный стиль Ж.-П. Готье), новых материалов, позволяющих добиться максимального облегания (лайкра, стрейч и т.п.).
СИСТЕМА К. СТАНИСЛАВСКОГО теоретико-прикладное учение о природных законах творчества артиста.
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО межсубъектное пространство (физическое, экономическое, культурное и т.д.), сотворённое и постоянно сотворяемое в процессе общения.
СПЕЦИАЛИСТ ПО PR – профессионал, помогающий перевести корпоративные и личные цели в информационный продукт, приемлемый для общественного мнения.
СПИЧРАЙТЕР – специалист по подготовке речей, докладов, выступлений, разработки режиссуры их вербального и невербального представления. Как правило, принимает непосредственное участие в практической подготовке выступающего.
СПОНТАННЫЙ ИМИДЖ – облик человека, сформированный под влиянием различных обстоятельств, а потому часто внутренне противоречивый, отражает дисгармонию между внешним (демонстрируемым) и внутренним (проживаемым) состояниями.
СПОРТСВЕР – новая ассортиментная группа одежды для спорта и отдыха, возникшая в 70-е годы, превратившая собственно спортивную одежду в одежду для активного и пассивного отдыха (куртки, кроссовки, трикотажные дополнения).
СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ – совокупность косметических средств и предметов, используемых для придания лицу идеальной формы: тональные, корректирующие и нейтрализующие средства, пудра, румяна, карандаши, помады и т.д.
СТАТИКА (статическая, -ий, -ое, -ие) – средство композиции: определённое взаиморасположение частей и элементов целого, вследствие чего целое воспринимается устойчивым, неизменным, монументальным. Антоним – динамика.
СТИЛЬ – идейная и художественная общность приёмов определённого периода и в отдельном произведении (объекте дизайна); художественно-пластическая однородность предметной среды.
ТЕМБР – окраска звука, яркость, а также мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков. Чем их больше, тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого голоса.
ТЕСТ – один из методов стандартизированного испытания, выполнение которого может дать возможность определить знания человека, особенности его познавательных процессов (внимания, мышления и т.д.).
ТЕХНИКА РЕЧИ – 1) совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; 2) владение приёмами эффективного использования речевого аппарата.
УБЕЖДЕНИЕ – главный метод словесного программно-целевого воздействия на личность.
УВЛАЖНЕНИЕ – восстановление нормального содержания влаги в коже.
ФАСЦИНАЦИЯ (англ, очарование ) словесное воздействие на людей, при котором потери информации в общении сводятся к минимуму.
ФЕЙСБИЛДИНГ (англ.) – строительство лица.
ФИГУРА – 2-мерная или 3-мерная модель какого-либо явления действительности.
ФИЗИОГНОМИКА – наука о геометрии и мышечной структуре лица, характерных мимических выражениях.
ФИЗИОГНОМИЯ (греч. два слова: природа и знание ) познание лица человека и познание человека по его лицу.
ФИЛИРОВКА – приём работы с волосами, прореживание волос (выстригание) с помощью специального инструмента.
ФУНКЦИИ ОДЕЖДЫ – защитная, утилитарная, эстетическая, эротическая и т.д.
ХАЙЛАЙТ – светлая тень, наносимая под бровь.
ЦВЕТОВОЙ ТИП – спецификация внешнего облика человека в зависимости от цвета кожи, глаз, волос.
«ШАНЕЛЬ» – классический стиль благодаря простоте форм, практичности и узнаваемости. Подходит всем, независимо от фигуры, возраста.
ЭКСПРЕССИЯ (лат. выражение ) – выразительный, способный отразить эмоциональное состояние.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ – способность коллагеновых и эластиновых волокон к растяжению и сокращению.
ЭЛАСТИН – структурный белок дермы.
ЭПИДЕРМИС – наружный слой кожи, который постоянно регенерируется.
«Я-КОНЦЕПЦИЯ» – совокупность представлений индивида о себе, сопряжённая с отношением к себе и к отдельным своим качествам.
http://www.i-u.ru/biblio/archive/shepel_imedjelogija/11.aspx

Комментариев нет:

Отправить комментарий