ПРОГРАММА
Раздел 1. Введение
Культурология как наука. Общее понятие культуры. Научные представления
о феномене художественной культуры. Художественная культура и система искусств. Роль языка разных искусств в передаче культурного наследия от поколения к поколению. Единство и многообразие художественной культуры.
Ее динамика , историко-социальные, национальные и природно-географические факторы ее развития. Нормы и ценности личностей, этносов, наций ,обществ и государств и их роль в возникновении и развитии искусства и художественной культуры.
Типология художественной культуры; преемственность в ее развитии.
Взаимодействие разных типов художественных культур: традиционных восточных, евразийских и европейских. Профессиональная и народная художественная культура, особенности их взаимодействия. Проблема символа
в искусстве. Специфика художественных ценностей. Виды и жанры искусства. Проблема синтеза искусств в разные эпохи.
Основные категории анализа художественной культуры. Понятия
“художественная картина мира” и “художественный стиль эпохи”; их роль
в периодизации исторического развития художественной культуры. Специфика
культурологического подхода к анализу художественных школ, направлений,
творчества композиторов, художников, архитекторов, писателей, поэтов,
актеров, режиссеров, хореографов, танцовщиков и вокалистов.
Понятие художественного образа. Самоценность искусства. Представление
о художественной реальности. Основные научные направления культурологических и искусствоведческих школ.
Роль религиозного мироощущения в рождении и развитии художественной культуры.
Общие закономерности и социально-культурные доминанты, господствующие идеи развития художественной культуры в каждую эпоху.
Раздел П. Художественная культура древнего мира:
основные черты
Космически -природная картина мира. Зооморфные и антропоморфные
мифологические представления. Единство мира человека и мира природы.
Ритуально-магические основания искусства древнего мира. Язычество и художественная культура. Иерархия искусств и их функции в древних обществах.
Первобытный синкретизм искусств.
Тема 1. Культура Двуречья ( Шумерская и Ассиро-Вавилонская)
Мифо-эпические представления о мире и человеке, мифологическо-
природопоклоннические религия и литература. Возникновение письменности в 1V тыс. до н.э., создание музыкальных инструментов — арфы, бубна, свирели, флейты. Храмовая архитектура и инженерные открытия шумеров.Путь от
идолов к скульптуре, горельефам и барельефам . Эпос о Гильгамеше.
Зачатки драмы в форме религиозных мистерий в Вавилонии.
Тема 2.Древний Египет — страна сфинксов и пирамид
Открытие древнеегипетской цивилизации учеными Х1Х в. Загадка иероглифов.
Зооморфные божества — покровители древних египтян. Пирамиды --памятники
бессмертию фараонов. Сфинкс как символ вечности в искусстве. Чудо красоты--
Нефертити. Попытка Эхнатона (Аменхотпа 1V) ввести единобожие . Открытие
сокровищ гробницы Тутанхамона. Эстетический канон древнеегипетского искусства, его религиозные основы и символика.
Тема 3. Великое наследие эллинской цивилизации. Духовные и
художественные открытия искусства античности
Мировоззрение и мировосприятие человека в античный период развития
культуры. Истоки древнегреческой художественной культуры. Крито-микенская пластика и архитектура. Лабиринт и Минотавр — миф или история? Боги Олимпа и герои в древнегреческом искусстве. Куросы и Коры — “улыбки архаики”.
Греческая мифология и ее отражение в искусстве и литературе Древней Греции.
Эпические поэмы Гомера. Образы Гомера в истории европейской художественной культуры. Идеал героизма в поэме “Илиада”. Странствия Одиссея —
фантазия и мечты о неизведанном.
Зарождение лирической поэзии. Расцвет культа гармонии и красоты в век Перикла и Фидия.
Дионис и греческая трагедия. Человек против рока (“Прикованный Прометей”
Эсхила, “Антигона” Софокла). Эстетический идеал эллинизма. Синтез искусств
в театре.
Архитектура Древней Греции как синтез искусств. Основные архитектурные стили — ордера. Гармония греческого храма-- божество, природа, человек ( Афинский Акрополь, Парфенон и Эрехтейон). Изобразительные повествования на амфорах и в кратерах.
Музыкальное искусство Древней Греции. Античная музыкальная теория, учение
о гармонии сфер .Воспитательная роль музыки.
Место и роль античного наследия в мировой художественной культуре. Феномен
эллинизма как синтез двух типов культуры.
Тема 4. Культура Древнего Рима
Загадка культуры этрусков. Греки и Рим. Преемственность и новаторство римской античности. Проблема человека в древнеримской культуре. Искусство
этого периода и его особенности. Свобода и культура. Основные памятники древнеримской архитектуры ( триумфальные арки, Колизей, Пантеон ), скульптуры (“Капитолийская волчица”, статуя Октавиана Августа, конная
статуя Марка Аврелия, скульптурные портреты- реализм в изображении
конкретного человека) и живописи (Помпейские росписи). Архетипы античной культуры в мировой культуре. Значение римской античности.
Раздел Ш. Художественная культура стран Востока.
Встреча культур Востока и Запада в современном мире . Образ Востока в европейском искусстве. Европоцентризм и востокоцентризм.
Художественная культура Индии, Китая и Японии. Образы индуизма и
буддизма в художественной культуре.
Тема 1. Открытие Индии
Культура и искусство Индии: вчера и сегодня. Единство в многообразии —
парадигмы индийской культуры. Цивилизации долины Инда. Древние арии и священная поэзия Вед. Герои “Махабхараты” и “Рамаяны” — идеал древних
и современных индийцев. “Правда--добро--красота” — магическая формула
индийской культуры. Индийские храмы — “каменные цветы” Южной Индии.
Тадж Махал — великий памятник любви и красоты.
Волшебный мир индийской миниатюры. Условность и канон в изображении
мифологических персонажей. Культ Кришны в индийском искусстве. Роль
индуизма и буддизма в художественной культуре Индии.
Древнеиндийская музыка: связь пения, инструментальной музыки и танцев.
Язык индийского танца. Народные драмы-мистерии. Особенности лада, мелодики,
ритма народной музыки, их взаимосвязь с религиозным мировоззрением и
бытовыми традициями.
Тема 2. Художественная культура Китая: по пути дао
Осмысление мира и человека в искусстве Древнего Китая. Ритуал и магия: гадания, погребальные обряды, священные бронзовые сосуды. “Книга перемен”
как древнейший памятник китайской культуры. Иероглифика: синтез поэзии,
живописи и каллиграфии в китайской культуре. Даосизм и китайская живопись.
Конфуцианские ценности в традиционном Китае. Символизм китайского искусства. Декоративно-прикладное искусство Китая с древности до наших
дней .
Музыка в средневековом Китае. Музыкальный театр. Книга песен. Китайские
народные музыкальные инструменты.
Тема 3. Художественная культура Японии
Синтоизм и искусство Древней Японии. Становление художественно-образной
системы. Культ гор и камней, цветов и деревьев. Храмовое зодчество и парковое
искусство. Неповторимость японской поэзии. Символика художественного языка.
Влияние японской художественной культуры на искусство и литературу Запада.
Раздел 1V. Культура Средневековья
Тема 1. Культура Византии и Западной Европы в раннее Средневековье.
Возникновение христианства и судьбы художественной культуры. Роль
Библии в развитии художественной культуры христианского мира.
Тема 2. Византия: место встречи Востока и Запада
Формирование нового идеала в жизни и в искусстве. Роль античного наследия. Формирование христианской догматики и зарождение традиций иконописи. Символика света и цвета в иконе. Конструктивные и композиционные
принципы крестово-купольного византийского храма (София Константинопольская). Художественные принципы и образный строй
монументальной живописи в Византии ( мозаики в церкви Сан Витале в
Равенне).
Синтез искусств в православном храме. Развитие гимнографии как особого
рода религиозных песнопений. Роль Иоанна Дамаскина в становлении
средневековой теории музыки. Идея ангелоподобного пения.
Тема 3. Раннеевропейская художественная культура
Объединяющая роль христианской церкви в становлении европейской художественной культуры. Монастыри как центры образования и культуры.
Роль христианского религиозного сознания в создании картины мира средневекового человека.
Художественные представления в ранний период европейской культуры.
Мифология и эпические поэмы Северной Европы ( “Песнь о Нибелунгах”,
“Эдда младшая”, “Эдда старшая”). Декоративно-прикладное искусство.
Взаимодействие и взаимовлияние христианских и исламских традиций в культуре раннего Средневековья. Архитектурные памятники Кордовы как пример
синтеза культур в раннем Средневековье. Альгамбра — памятник мавританского стиля в Испании.
Тема 4. Художественная культура европейского Средневековья. Рождение
Европы.
Преемственность в развитии античной и средневековой культуры. Христианство
новое понимание смысла жизни и становление новой художественной картины
мира. Библия и художественная культура. Роль монастырей в развитии профессионального искусства. Формирование художественного канона в храмовом искусстве. Романский стиль, его связь с римской базиликой. Архитектурные черты и особенности построек романского стиля. Храм-крепость как отражение сути романского искусства. Вормский собор, его внешний облик и скульптурное убранство. Символизм и экспрессия образов романского стиля.
Народная музыка европейского Средневековья . Странствующие музыканты
(ваганты,минестрели , трубадуры). Профессиональная музыка в храме: григорианский хорал,гимны, псалмодия. Становление многоголосия. Разные
формы нотации. Романский стиль в профессиональной музыке. Средневековые
образы в музыке Х1Х - ХХ веков (Д.Верди, Р.Вагнер, К.Орф).
Тема 5. Расцвет средневековой художественной культуры
Средневековая культура мира и место в ней человека. Ведущая роль архитектуры в художественной культуре Средневековья. образ средневекового храма. Эволюция архитектурных стилей: от романского стиля к готике. Образ
мира и готический храм. Характерные особенности готической архитектуры.
Скульптурное убранство храма ( Шартрский собор и его статуи). Собор Парижской Богоматери. Химеры Нотр-Дама и их аллегорический смысл. Виктор Гюго и Собор Парижской Богоматери.
Роль собора в жизни средневекового города. Многоцветность витража и
праздничность внутренней отделки ( витражи Шартрского и Кентерберийского
соборов, собора Святого Витта в Праге). Евангельские образы как идеал готической скульптуры ( Мария и Христос-странник Реймского собора).
Религиозное и светское искусство Средневековья. Книжная миниатюра как
отражение религиозной и светской жизни. Народная смеховая культура. Формирование светской литературы и дальнейшее развитие религиозной литературы. Героический эпос как выражение идеалов рыцарства ( “Песнь о Роланде “).
Куртуазная любовь и ее отражение в поэзии и литературе.
Карнавал и мистерия — синтетические формы средневекового театрального
действа.
Музыка в средневековом храме. Григорианский хорал и месса. Образы
средневековых песнопений в европейском музыкальном искусстве Х1Х-ХХ вв.
Тема 6. “Осень”Средневековья
Развитие готического стиля в искусстве Северной Европы. Ощущение трагизма жизни и его отражение в трактовке библейских сюжетов. Символика пространственных отношений в росписи алтарей. Творчество Клауса Слютера.
Изящество миниатюры и богатство гобеленов — изображение придворной
жизни. Проторенессансные черты поздней готики.
Раздел У. Художественная культура эпохи Возрождения
Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения. Античность
и Возрождение. Человек — мера всех вещей. Предшественники Возрождения Данте, Петрарка, Боккаччо. Периодизация возрожденческой культуры: Проторенессанс, Ранний Ренессанс, Высокий ренессанс. Джотто как выразитель нового ощущения человеческого достоинства. Фрески Джотто в Падуе и Флоренции. Особенности гуманизма эпохи Возрождения.
Тема 1. Возрождение в Италии
Развитие ренессансного искусства в городах Италии. Жемчужины архитектуры и скульптуры Флоренции ( Донателло, Брунеллески). Новое понимание пространства в городской архитектуре. Возрастание роли живописи. Рационализм
художественного метода. Роль перспективы. Воскрешение античных образов
( Сандро Боттичелли). Становление принципов гуманизма в философии и
литературе ( Пико Делла Мирандола). Радость бытия и торжество телесности
( Джованни Боккаччо).
Титаны Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Тициан Вечелио). Универсальность гения Леонардо да Винчи
( шедевры живописи :” Тайная вечеря”, “Мадонна в гроте”,” Монна Лиза”).
Неосуществленные замыслы Леонардо: наброски, рисунки, проекты.
Идеал красоты в живописи Рафаэля — “Cикстинская мадонна”. Фрески
Рафаэля в Ватикане . “Афинская школа” как воплощение ренессансных
представлений об античности.
Микеланджело как ваятель, живописец, архитектор и поэт. Особенности
его стиля. “Давид” — воплощение героического дарования мастера. Капелла Медичи ( Гробница Лоренцо Медичи). Росписи Сикстинской капеллы. Внутренний смысл “Cотворения Адама”. Завершение
строительства Собора Святого Петра в Риме. Сонеты Микеланджело. Ощущение
трагичности заката культуры Возрождения в работах Микеланджело.
Соотношение архитектуры, скульптуры и изобразительного искусства в
культуре Ренессанса.
Развитие региональных школ и стилей. Своеобразие Возрождения в Венеции
и его связь с последующим развитием европейской живописи . Романтическая
живописность венецианской архитектуры. Венецианская школа живописи:
Веронезе, Джорджоне, Тинторетто, Тициан.
Музыка Итальянского Возрождения: народные истоки, жанровое многообразие (баркарола, баллада, мадригал). Многоголосная профессиональная музыка. Господство “строгого стиля”. Полифонический жанр мессы. Творчество Джованни Палестрины. Рождение оперы.
Тема 2. Северное Возрождение
Основные черты бюргерской культуры Германии и Нидерландов. “Пламенеющая готика” Германии (Кельнский собор). Преобладание портретной и жанровой живописи. Религиозная живопись братьев Ван Эйк. Мрачные фантазии Иеронима Босха. Народный колорит Питера Брейгеля старшего. Повышенная
экспрессия и личностное начало немецкой религиозной живописи. Альбрехт
Дюрер — великий живописец, гравер, мыслитель. Гротеск и экзальтации Матисса
Нитхарта ( М.Грюневальда). Изменение статуса художника в обществе.
Влияние протестантизма на духовную жизнь Германии. Иоганн Гутенберг
и появление первых печатных книг — революция в культуре Европы. “Похвала
глупости” Эразма Роттердамского — великий памятник немецкого гуманизма.
Особенности художественной культуры Возрождения в Англии. Гуманистические тенденции в творчестве Джефри Чосера. Развитие театра и его особая роль в культуре
Англии. Предшественники Уильяма Шекспира ( К. Мерло и Б.Джонсон). Роль
Шекспира в мировой художественной культуре. Загадка У.Шекспира. Человек перед лицом бытия — трагедии Шекспира. Человек перед лицом истории — хроники Шекспира. Ситуация ошибок и превратностей судьбы-- комедии Шекспира.
Возрождение во Франции. Гуманизм Франсуа Рабле. Поэзия Франсуа Вийона и
Пьера де Ронсара. Скептицизм Мишеля Монтеня. Придворный характер
французского искусства. Архитектурный ансамбль Лувра и Фонтенбло. Маньеризм в искусстве.
Эпоха Возрождения в Испании. Специфика становления художественной культуры Испании. Испанский придворный портрет. Стилевой синкретизм
испанской живописи. Призрачное искусство Эль Греко ( Доменико Тьетокопули).
Франко-фламандская полифоническая музыка. Творчество Орландо Лассо.
Раздел V1. Западноевропейская культура ХУП- ХУШ вв.
Новые стили в искусстве: барокко, рококо, классицизм. Художественная культура эпохи Просвещения. Новое понимание сущности человека, его предназначения и смысла жизни.. Развитие эстетической мысли.
Тема 1. Барокко
Многоохватность видения мира в искусстве барокко: соотношение средневековых и возрожденческих традиций. Драматизм мироощущения. Повышенная экспрессия чувств. Многоплановость художественного решения. Композиционная уравновешенность, новое видение пространства в барочной архитектуре. Шедевры итальянского барокко ( собор и площадь Св.Петра в Риме, скульптура Лоренцо Бернини). “Музыкальность” архитектуры и живописность скульптуры. Барокко в искусстве Флоренции .
Барокко в северных странах Европы. Питер Рубенс, Ван дейк. Творчество Рембрандта и реализм. Его роль в мировой художественной культуре.
Музыка в художественной культуре барокко. Стремление к воплощению внутреннего мира человека. Тенденции синтеза искусств.
Интенсивное развитие инструментальных жанров. Расцвет итальянской
скрипичной музыки ( Арканджело Корелли, Антонио Вивальди, Алессандро
Скарлатти). Жанры сонаты и концерта.
Развитие французской клавесинной музыки: программные миниатюры в творчестве Франсуа Куперена, Жана Филиппа Рамо.
Монументально-героическое музыкальное искусство Георга Фридриха
Генделя. Оратории и оперы в его творчестве.
Философское и религиозное содержание музыки Иоганна Себастьяна Баха.
Духовные кантаты и мессы, органная и клавирная музыка. Роль наследия
И. Баха в развитии музыкальной культуры.
Тема 2. Классицизм.
Абсолютизм и развитие нормативных эстетических воззрений: преобладание общественных начал над личными, долга над чувством; канонизация античной классики как образца для изучения и подражания. Возрождение и классицизм. Стремление к выражению возвышенных и героических идеалов.
Франция - родина классицизма. Эстетическая программа классицизма в
творчестве Никола Буало. Теория жанров.
Классицизм в архитектуре. Дворцово-парковые ансамбли. Версаль. Никола
Пуссен - основоположник классицизма в живописи.
Классицистская трагедия: Пьер Корнель, Жан Расин.
Музыкальное искусство классицизма. Жан Батист Люлли - создатель французской оперы. Венский классицизм. Лирико-эпический классицизм
Франца Йозефа Гайдна.
Тема 3 . Художественная культура эпохи Просвещения
Значение творчества энциклопедистов для художественной культуры.
Новое понимание отношения “человек и природа”. Вольтер и Руссо.
Проблема воспитания новых поколений людей. Мечта о природе и
сентиментализм.
Творчество художников Антуана Ватто, Франсуа Буше, Томаса Гейнсборо.
Становление романа (Даниэль Дефо, Ален Рене Лесаж, Генри Филдинг).
Творчество Вольфганга Гете и Фридриха Шиллера (Веймарская школа
в литературе.
Рождение сонатно-симфонического цикла.Оперное наследие Вольфганга Амадея Моцарта.Его сонаты и симфонии, “Реквием’.
Симфоническое и фортепианное наследие Людвига Ван Бетховена. Классицистские и романтические тенденции, героика в его музыке.
Значение музыки венских классиков в истории мировой музыкальной культуры.
Раздел VП. Художественная культура Х1Х века (Западная Европа)
Социокультурные доминанты эпохи. Основные направления и стили в искусстве.
Поиск нового художественного языка. Дифференциация и синтез.
Тема 1. Романтизм в различных видах художественного творчества.
Противопоставление мира прекрасных, возвышенных идеалов духу мещанской повседневности. Мотивы одиночества, скитальчества, поэтизация далекого
прошлого, народного быта, природы. Повышенное внимание к индивидуальному,
личному, психологическая детализация. Ярчайшие представители романтизма —
Д.Байрон, П. Б. Шелли, Г.Гейне, В. Гюго, А. Мицкевич, Ж. Санд ( литература);
Т.Жерико, Э. Делакруа, У.Блейк, У. Тернер (живопись); Ф.Шуберт, Н.Паганини,
Р.Шуман, Ф. Шопен, И.Брамс, Ф. Лист, Э. Григ, Д. Верди ( музыка).
Первостепенная роль музыки в системе искусств романтизма. Развитие идей
“музыкальности” в других видах искусства. Теория синтеза искусств.
Взаимодействие музыки и литературы. Программность музыкального искусства.
Развитие романтических средств музыкальной выразительности: новое в мелодике,
гармонии, музыкальной форме.
Традиционные и новые жанры в музыке романтизма: симфоническая поэма,
инструментальная баллада, песня без слов, арабеска, концертная увертюра.
Романтизм как главное направление в развитии национальных музыкальных
школ Х1Х в. Эстетические основы музыкального романтизма, обращение к
внутреннему миру человека, психологизм, лирическая наполненность образов.
Ф.Шуберт - младший современник Бетховена. Рождение в творчестве Шуберта
романтической песенной симфонии. Песни Шуберта, его вокальный цикл
“Прекрасная мельничиха”.
Немецкая романтическая опера. Значение творчества писателя и композитора Э.Т.А.Гофмана. Сказочно-бытовая опера К.М.Вебера “Волшебный стрелок”.
Творчество Р.Шумана. Романтические циклы фортепианных пьес “Бабочки”,
“Карнавал “, “Детские сцены”.
Рождение программного романтического симфонизма в творчестве Г.Берлиоза.
“Фантастическая симфония”.
Творческий облик Ф.Шопена, жанровое своеобразие и национальные истоки
его музыки. Сонаты, баллады, прелюдии, этюды Ф. Шопена.
Романтический симфонизм Ф. Листа. Роль виртуозного начала, круг тем и
образов в его фортепианной музыке. Лист и венгерская народная музыка.
Немецкая и австрийская романтическая музыка второй половины Х1Х в. Творческий облик Р.Вагнера. Философские идеи его опер. Теория “музыкальной
драмы”. Оперетты И. Штрауса, их танцевально-бытовая основа.
Французская романтическая музыка. Ее жанровое разнообразие. Лирическая
опера ( Ш.Гуно, Ж. Массне, Л. Делиб), оперетта ( Ж.Оффенбах), инструментальная музыка ( К. Сен-Санс, П. Дюка). Оперное творчество Ж. Бизе,
реалистическая концепция оперы “Кармен”.
Итальянская романтическая опера. Творчество Дж.Россини (“Cевильский
цирюльник”) . Оперное наследие Дж. Верди. Эволюция его творчества от
“номерной оперы” к реалистической опере-драме. Оперы “Риголетто”, “Травиата”, “Аида”. “Реквием” Дж. Верди. Итальянский оперный веризм. Творческий облик Дж. Пуччини. Его оперы “Богема”, “Мадам Баттерфляй”.
Самобытность норвежской музыкальной культуры, творчество Э. Грига.
Сказочно-фантастические образы и поэтические картины природы в его музыке.
Воздействие романтизма на последующие течения в искусстве — импрессионизм, экспрессионизм.
Тема 2. Реализм и его исторические судьбы.
Становление реализма в литературе, живописи, театральном искусстве.
Эстетические принципы критического реализма. Роман как основной жанр
реалистической литературы ( У.Теккерей, Ч. Диккенс, О. Бальзак, Г. Флобер,
Э. Золя, В. Ирвинг, М. Твен). Художники-реалисты. Станковая живопись, скульптура и гравюра. Реалистические тенденции в театральном искусстве.
Специфика реализма в музыкальном искусстве. Реалистические образы в
оперном творчестве композиторов Х1Х в.
Тема 3. Новые идеи в искусстве конца Х1Х - начала ХХ в.
Символизм как новое видение мира ( живопись, графика, литература и др.).
Новые направления в живописи. Импрессионизм и его открытия. Эстетические
взгляды импрессионистов. Передача мимолетных впечатлений от восприятия окружающего мира. Представители импрессионизма в живописи — К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар, Э.Дега, К.Писсаро, А. Сислей. Основные проявления импрессионизма — одухотворенная пейзажность, детализация, тонкость в передаче нюансов, повышенная изобразительность музыкального звучания и “музыкальность” живописи.
Новое понимание красоты в постимпрессионистской живописи ( А.Тулуз-Лотрек, П.Гоген, В. Ван Гог). Скульптуры О.Родена — новые пластические возможности. Язык символов во французской поэзии (Ш.Бодлер) .
Эстетика экспрессионизма и ее проявление в живописи ( К.Кельвиц, О. Кокошка).
Влияние эстетики импрессионизма на творчество композиторов разных стран .
Французский музыкальный импрессионизм. Творчество К.Дебюсси. Творчество
М.Равеля. Воплощение идей импрессионизма в балете (“Дафнис и Хлоя”).
Фортепианная и симфоническая музыка М. Равеля (“Болеро”).
“Нововенская школа” и развитие музыкального экспрессионизма. Творчество
А.Шенберга и А. Берга.
Тема 4. Художественный язык модерна.
Модерн в архитектуре, живописи и музыке. Универсализм модернистов.
Эстетизация быта. Новые тенденции в музыке. Проблема субъективности в художественной культуре.
Раздел VШ. Вершины художественной культуры России
Соотношение основных этапов развития русской и европейской
художественных культур. Особенности формирования национального
художественного мышления. Западники, славянофилы и философы
“серебряного века” об источниках русской самобытности. Проблема
“русской европейскости” и евразийства. Взаимодействие художественного
и духовного в русском искусстве, доминанты художественной культуры.
Идеалы соборности, Истины, Любви и Красоты в искусстве России, их место
в системе общечеловеческих ценностей.
Тема 1. Истоки древнерусской культуры.
Восточные славяне, их нравы, традиции, обряды. Художественная культура
языческой Руси. Русь и Византия. Значение принятия христианства для формирования эстетического идеала и художественного канона Древней Руси.
Семантика православного храма, синтез искусств в храме. Русская иконопись
и ее особенности. Своеобразие русского деревянного и каменного зодчества
(Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Дмитриевский и Успенский
соборы древнего Владимира , Боголюбово и Храм Покрова на Нерли).
Музыка в православном храмовом действе. Учение об ангелоподобном
пении и его влияние на развитие древнерусского знаменного распева.
Взаимодействие слова и звука в хоровом знаменном одноголосии.
Развитие “монументального историзма” (Д.С.Лихачев) в художественной культуре Древней Руси. Роль слова в развитии профессионального искусства.
Распространение письменности и формирование центров письменной
культуры. Летописи. Традиции устного народного творчества, скомороше
ство.
“Cлово о полку Игореве” как памятник древнерусской литературы, его
историческая судьба.
Древняя Русь в художественной культуре последующих эпох (литература,
живопись, музыка, устное народное творчество).
Тема 2. Становление древнерусской культуры.
От Киевской Руси к Московской. Развитие школ архитектуры и живописи в Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале. Роль Новгорода в создании самобытных
традиций русской художественной культуры. Развитие летописания,
распространение грамотности, деловой и книжной письменности. Берестяные
грамоты Новгорода. Новгородское зодчество.
Расцвет в русской иконописи. Иконы “северного” письма. Творчество Ф.Грека. Искусство колокольного звона.
Тема 3. От Руси к России: искусство Предвозрождения
Формирование единой художественной культуры. Подъем Московского
княжества, формирование идеи “Москва - третий Рим”. Русское
Предвозрождение в зодчестве, иконописи, музыке и литературе. Усиление
гуманистического начала.
Житийная литература Древней Руси. Осмысление Бога и человека в литературе. “Житие Сергия Радонежского”, Епифания Премудрого (“плетение словес”).
Веришины русской национальной школы иконописи ( А.Рублев, Дионисий с
сыновьями).
Московский Кремль - великий памятник нашего Отечества.
Развитие образования. Первые печатные книги.
Расцвет храмового певческого искусства. Явление многораспевности. Рождение
кантилены. Творчество братьев Роговых и Федора Христианина.
Тема 4. Искусство “бунташного века”
Особенности культурной ситуации России ХПV в. Борьба между церковной
и светской властью. Церковные реформы Никона и раскол. Рождение художественной культуры “переходного периода”. Начало “обмирщения”
искусства и усиление индивидуального начала ( “Повесть о Горе-Злосчастии”,
“Повесть о Петре и Февронии”).
Барокко в зодчестве (“восьмерик на четверике”). Рождение русского барочного стихосложения . Творчество С. Полоцкого. Многообразные школы иконописи;
творчество мастеров Оружейной палаты. Теоретические идеи С. Ушакова,
усиление светского начала в его иконописи. Рождение парсуны.
Народная художественная культура.
Открытие театра в Москве.
Возникновение многоголосного партесного пения. Партесный концерт как
проявление барокко в русской музыке . Музыкальное творчество Н. Дилецкого и
В.Титов
Тема 5. Век Просвещения
Петровские реформы и их значение для становления “русской европейскости”
в художественной культуре. Просвещение и русское искусство. Развитие новых
светских жанров во всех видах искусства. Освоение классицизма, его трактовка
в русском искусстве.
Развитие архитектуры от барокко ( Б. Растрелли) к классицизму (В.Баженов,
М.Казаков, Д. Кваренги, К. Росси, И. Старов) . Петербург как памятник новой
русской художественной культуры. Садово-парковое искусство.
Развитие просветительской литературы, крестьянская тема и творчество
Н.Новикова. Гуманистические идеи А. Радищева. Расцвет поэзии. Творчество
Г.Державина. Сентиментализм и творчество Н.Карамзина.
Театр в ХVШ в. Творческий облик Ф.Волкова. Явление крепостного театра.
Классицизм в живописи. Парадный портрет ( Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Бровиковский).
Петербургская композиторская школа. Рождение национальной комической оперы ( В.Пашкевич, Е. Фомин). Освоение европейской инструментальной
музыки. “Русский Паганини” - И.Хандошкин. Вершины храмовой хоровой музыки ( М. Березовский, Д.Бортнянский). “Российская песня” как прообраз русского
классического романса.
Тема 6. Расцвет русской художественной культуры в Х1Х в.
Эволюция стилей в русской художественной культуре Х1Х в. Нравственно-
философские искания, формирование различных направлений в исторической
науке, философской мысли, литературной критике. Роль слова в русской
культуре, развитие русского литературного языка . Диалог классицизма и романтизма в поэзии ( В.Жуковский, А. Пушкин, Е.Баратынский, Ф. Тютчев,
М. Лермонтов).
Расцвет русского театра, формирование национальной актерской школы.
А.Островский и русский театр
Рождение критического реализма. Творчество Н.Гоголя.
Становление русской музыкальной классики. М.Глинка — родоначальник классической национальной оперы. Искание “музыкальной правды” в творчестве А. Даргомыжского.
Поздний классицизм в архитектуре. Архитектура столиц и провинций. Переход
от романтизма и классицизма к реализму в русской живописи ( К.Брюллов, О. Кипренский, П. Федотов, передвижники). Осмысление русской истории в
искусстве и литературе.
Возникновение славянофильства. Борьба направлений в художественной критике. Жизнь и творчество В.Белинского.Расцвет русского романа. Творчество И. Тургенева. Нравственные искания и философское осмысление
действительности ( Ф. Достоевский, Л. Толстой). “Горький смех” М. Салтыкова-Щедрина. Лиризм и психологизм в творчестве А. Чехова.
Творчество композиторов “Могучей кучки” ( М.Мусоргский, А. Бородин, Н.Римский-Корсаков). Гений П.Чайковского. Оперы “Евгений Онегин” и
“Пиковая дама”. Симфоническое творчество. Балеты.
Тема 7. “Серебряный век” ( Русская культура на рубеже веков).
Многообразие направлений в философии, эстетике, искусстве.
Роль литературы в духовной жизни общества. Символизм в русской поэзии
( Н.Бальмонт, А.Белый, А.Блок, В. Брюсов). Футуризм в литературе. Символизм
в живописи. Кубизм и абстракционизм в изобразительном искусстве.
“Мир искусства”.
Полифония стилей в музыкальном искусстве “серебряного века”. Символизм,
его воплощение в музыке А.Скрябина. Неоклассические и классические идеи
в музыке ( С.Танеев, Н.Метнер). Поздний романтизм в музыке С. Рахманинова.
Концерты С. Рахманинова для фортепьяно с оркестром. Музыкальные открытия “Мира искусства”. Рождение нового синтетического балета. Расцвет русского
балетного искусства.
Русское искусство в Европе. Значение русской художественной культуры этого времени для мировой культуры. Русский космизм и его роль в развитии гуманитарного мышления ХХ века.
Раздел 1Х. Художественная культура стран Америки.
Особенности культурного развития стран американского континента. Новый
Свет и Европа. Искусство в различных лингвистических регионах.
Тема 1. Художественная культура доколумбовой Америки.
Культура и искусство ацтеков, инков, майя, мочико, чоко. Созидательный гений майя — письменность, календарь, архитектура, скульптура, декоративное искусство ( маски, ткачество, сосуды, орнаменты и др.).
Облик древней культуры Мексики. Монументальное зодчество империи
инков. Храмово-пирамидальное зодчество майя.
Тема 2. Многообразие национальных и эстетических факторов
становления и развития художественной культуры Америки.
Роль переселенцев ( в том числе из России) в формировании американской художественной культуры.
Полиэтнический характер американской художественной культуры. Фольклор
национальных меньшинств. Афронегритянские, мексиканские, испанские, европейские и другие традиции в художественной жизни американского народа.
Народное декоративно-прикладное искусство разных этнических групп .
Америка как природно-географическая и материальная среда нового образа
жизни.
Тема 3. Роль американской литератур в формировани единого
сознания народов, населяющих США.
У истоков американской литературы — Ф.Купер, Дж. Джеферсон.
Романтизм в американской литературе — Э. По. Кризис романтизма —
Г. Мелвилл, У.Уитмен.
Новые открытия в литературе — М. Твен. Искусство и внутренняя жизнь —
Г. Джеймс.
Мозаичная эпопея американской жизни в юмористических новеллах О.Генри,
проникнутых любовью к “маленькому американцу”.
Расцвет американской литературы ХХ в.-- Т.Драйзер, Р. Фрост. М. Митчелл -
автор романа “Унесенные ветром”.
Демократическая Америка в литературе — Э. Хэмингуэй, У.Фолкнер, С. Фицжеральд.
Тема 4. Американская живопись и скульптура — традиции и новаторство.
Демократическая Америка в изобразительном искусстве — Р.Кент, А. Рефрежье,
Р.Сойер.
Р.Кент - художник и писатель.
Свет и тени образов Калифорнии А. Рефрежье.
Реализм в живописи Р. Сойера.
Статуя Свободы - символ Соединенных Штатов Америки. Памятник А. Линкольну в Вашингтоне.
Гора Рашмор — монументальные портреты четырех американских президентов:
Дж. Вашингтона, Т. Джеферсона, Т. Рузвельта, А. Линкольна.
Тема 5. Архитектура Америки и ее влияние на мировую архитектуру.
Небоскребы разных форм и стилей. Эмпайр-Стейт-Билдинг —
символ блистательного Нью-Йорка. Джон-Хенкок-центр в Чикаго.
Комплекс высотных зданий в центре Лос-Анджелеса.
Тема 6. Музыка Америки — разнообразие и единство.
Музыка стиля “кантри” как синтез музыкального фольклора коренных
народов ( индейцев и др.) и переселенцев.
Америка и Европа: диалог культур. А. Дворжак - симфония № 9 “Из Нового
Света”.
Музыкальное искусство Америки ХХ в.
Э. Мак-Доуэлл — основоположник америкаской профессиональной музыки.
Зарождение жанра “мюзикл” . Д.Керн и его оперетта “Оклахома”. Мюзикл
Фр. Лоу “Моя прекрасная леди”.
Творчество Д. Гершвина. Новые тенденции в его музыке, симфонизация джаза.
“Рапсодия в стиле блюз”.
Искусство “черной Америки”. Истоки джаза. Спиричуэлс как основа
современного джаза. Блюз. Б.Лукас - певец блюза. Блюз сегодня.
Творческий облик Л. Бернстайна. Мюзикл “Вестсайдская история”.
Америка - родина новых видов массовой музыкальной культуры второй
половины ХХ в. Рок-музыка, творчество Э. Пресли. Значение ансамбля “Битлз”
для развития американской и европейской рок-музыки. Эстетика рока, его
разновидности и роль в культуре.
Тема 7. США — родина современной массовой культуры.
Арт-бизнес в США. Реклама Голливуда. Бродвей. Шоу-бизнес и искусство.
Художественно-развлекательные программы средств массовой коммуникации.
Тема 8. Своеобразие культурно-художественных процессов
Латинской Америки.
Индеанизм как возвеличение древних традиций Америки в процессе художественно-культурного самопоределения народов Латинской
Америки после освобождения от колониального ига.
“ Европеизм” как орудие “американизма” , то есть утверждения художественной самобытности , вырастающей из этнокультурного синтеза.
Литераторы и художники как общественные и государственные деятели,
интеллектуалы и творцы художественных ценностей ( аргентинцы Д.Ф.
Сармьенто, Э. Эччевериа, кубинец Х. Марти и др.).
Господство романтизма в литературе и искусстве Латинской Америки
в Х1Х в. Рождение реалистического романа в последней трети Х1Х в.
Праздники, карнавалы, танцевальные марафоны и фестивали “самбы”
в Бразилии , “танго” в Аргентине, “фламенко” в Чили как явления
массового народного творчества.
Романтическо-реалистическая, мифо-поэтическая литература народов
Латинской Америки ХХ в. ( Ж. Амаду, Х.Л.Борхес, Н.Гильен, Г.Маркес, П.Неруда).
“ Монументальный реализм” в изобразительном искусстве Мексики
( Х.К. Ороско, Д. Ривера, А. Сикейрос).
Архитектура городов Латинской Америки ( Рио-Де-Жанейро, Буэнос
Айрес, Вальпараисо, Мехико). Градостроительные идеи ХХ в. (О.Нимейер).
Вила Лобос - основатель бразильской симфонической музыки.
Раздел Х. Художественная культура ХХ в. (Западная Европа и Россия).
Дилемма общества и личности в культуре современности. Кризис гуманистических идеалов. Теоретическое осмысление культурных
процессов, различные концепции художественной культуры. Особенности современного искусства. Проблема законченности. Формы и символы в искусстве.
Полистилистика.
Сближение европейской, афро-азиатской и американской традиций.
Новое отношение к фольклору и развитие фольклористики.
“Полифония стилей” как характерная черта художественной культуры ХХ в.
Тема 1. Основные течения в развитии художественной культуры ХХ века.
Общая характеристика фовизма, кубизма, футуризма, абстракционизма
(творчество А.Матисса, М. Вламинка, А. Дерена, М.Шагала, В.Кандинского, К. Малевича). Мировое значение творчества П.Пикассо. Многоапсектность и
стилевая многогранность его искусства.
Иррационализм в литературе и искусстве. Сюрреализм С. Дали.
Новая венская школа в музыке ( А.Шенберг, А. Берг, А. Веберн).
Французская “шестерка”. Мировое значение музыкального наследия
С. Прокофьева И. Стравинского и Д. Шостаковича. Музыка А. Шнитке , Э.Денисова.
Музыкальные стили второй половины ХХ в. Авангард — мечты о будущем:
направления, методы, стили.
Плюрализм культурной и художественной жизни второй половины ХХ в.
Постмодернизм и его место в современной культуре. Диалог культур и борьба за сохранение национальной самобытности. Роль средств массовой информации в формировании художественного образа мира у человека ХХ в.
Тема 2. Массовая художественная культура: основные особенности и влияние на
формирование современного менталитета.
Идолы массовой художественной культуры. Массовая культура и молодежные субкультура. Различные концепции “ двух культур”-- народной и элитарной - и массовой культуры.
Советский “масскульт”и советская массовая музыкальная культура. Китч как феномен художественной жизни.
Советская массовая музыкальная культура.
Массовые виды и жанры искусства. Кино как явление массовой культуры
и как искусство. Развитие кинематографа в различных культурных регионах.
Мифы и имиджи кино.
Специфика телевидения как средства передачи художественных ценностей
и как области массовой культуры. Компьютерное искусство и виртуальная
реальность. Эстетика современного телевизионного и компьютерного
искусства. Реклама и ее эстетические особенности.
Тема 3. Судьбы реализма в ХХ в.
Неореализм в искусстве второй половины ХХ века. Монументальное искусство
неореализма: новое моделирование городской среды. Социалистический
реализм и гиперреализм . Советский кинематограф и неореализм итальянского
кино ( С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко, М. Ромм, Л.Висконти,
В. де Сика, Д. де Сантис, Р. Росселини, Н.Лой).
Новое понимание литературного героя. Развитие литературного процесса в различных регионах мира. Взаимовлияние литературы и искусства Запада и Востока.
Изменения в эстетических представлениях современного человека.
Роль музеев и библиотек в художественной жизни ХХ в. Крупнейшие
музеи мира (Британский музей, Лувр, Эрмитаж).
Тема 5. Художественная культура на пороге ХХ1 в.
Расширение межкультурных коммуникаций. Проблема сохранения культурного
наследия. Новое понимание творчества в искусстве постмодернизма
(перформанс, инсталляция и др.). Компьютерное искусство и его эстетические
особенности. Новое прочтение текстов и образов классики.
Появление интерактивных форм освоения художественной культуры.
Неоклассические тенденции в искусстве. Особенности русской художественной
культуры: возвращение к истокам
СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса “Мировая художественная культура” учащиеся должны:
з н а т ь
— основные эпохи в художественном развитии человечества;
— культурные доминанты различных эпох в развитии мировой
художественной культуры;
— эстетические идеалы различных эпох и народов;
— основные стили и направления в мировой художественной культуре;
— роль и место классического наследия в художественной культуре
современности;
— основные особенности художественного развития народов России;
— особенности художественной культуры современного человечества
и ее сложную структуру;
— выдающиеся памятники и произведения различных эпох;
— сновные художественные музеи России и мира.
у м е т ь
— отличать произведения искусства различных стилей;
— самостоятельно оценивать произведения искусства, характерные
для различных эпох и народов;
— объяснять непреходящую роль классики для духовного развития
современного человека;
— показать на конкретных примерах место и роль художественной
культуры России в мировой художественной культуре;
— сформулировать свое оценочное суждение о популярных жанрах
современного искусства;
— пользоваться справочной и специальной литературой по искусству,
анализировать и пересказывать ее.
http://philosophy.ru/edu/ref/kiasch/prog.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий