воскресенье, 12 сентября 2010 г.

"Культурология" Киященко Н.И., Рапацкая Л.А., Сокольникова Н.М., Шапинская Е.Н.

  ПРОГРАММА

                                      Раздел 1. Введение
   Культурология как наука. Общее понятие культуры. Научные представления
о феномене художественной культуры. Художественная культура и система искусств. Роль языка разных искусств в передаче культурного наследия от поколения к поколению. Единство и многообразие художественной культуры.
Ее динамика , историко-социальные, национальные и природно-географические факторы ее развития. Нормы и ценности личностей, этносов, наций ,обществ и государств и их роль в возникновении и развитии искусства и художественной культуры.
    Типология художественной культуры; преемственность в ее развитии.
Взаимодействие разных типов художественных культур:  традиционных восточных, евразийских и европейских. Профессиональная и народная художественная культура, особенности их взаимодействия. Проблема символа
в искусстве. Специфика художественных ценностей. Виды и жанры искусства. Проблема синтеза искусств в разные эпохи.
    Основные категории анализа художественной культуры. Понятия
“художественная картина мира” и “художественный стиль эпохи”; их роль
в периодизации исторического развития художественной культуры. Специфика
культурологического подхода к анализу художественных школ, направлений,
творчества композиторов, художников, архитекторов, писателей, поэтов,
актеров, режиссеров, хореографов, танцовщиков и вокалистов.
    Понятие художественного образа. Самоценность искусства. Представление
о художественной реальности. Основные научные направления культурологических и искусствоведческих школ.
    Роль религиозного мироощущения в рождении и развитии художественной культуры.                                                                                                                                                                                                                   
   Общие закономерности и социально-культурные доминанты, господствующие идеи развития художественной культуры в каждую эпоху.
  
                                 Раздел П.  Художественная культура древнего мира:
                                                                        основные черты
    
  Космически -природная картина мира. Зооморфные  и антропоморфные
мифологические представления. Единство мира человека и мира природы.
Ритуально-магические основания искусства древнего мира. Язычество и художественная культура. Иерархия искусств и их функции в древних обществах.
Первобытный синкретизм искусств.

   Тема 1.  Культура Двуречья ( Шумерская и Ассиро-Вавилонская)
   Мифо-эпические представления о мире и человеке, мифологическо-
природопоклоннические религия и литература. Возникновение письменности в 1V тыс. до н.э., создание музыкальных инструментов — арфы, бубна, свирели, флейты. Храмовая архитектура и инженерные открытия шумеров.Путь от
идолов к скульптуре, горельефам и барельефам . Эпос о Гильгамеше.
   Зачатки драмы в форме религиозных мистерий в Вавилонии.
  
   Тема 2.Древний Египет — страна сфинксов и пирамид
  
   Открытие древнеегипетской цивилизации учеными Х1Х в. Загадка иероглифов.
Зооморфные божества — покровители древних египтян. Пирамиды --памятники
бессмертию фараонов. Сфинкс как символ вечности в искусстве. Чудо красоты--
Нефертити. Попытка Эхнатона (Аменхотпа 1V) ввести единобожие . Открытие
сокровищ гробницы Тутанхамона. Эстетический канон древнеегипетского искусства, его религиозные основы и символика.

   Тема 3. Великое наследие эллинской цивилизации. Духовные и
                  художественные открытия искусства античности
    Мировоззрение и мировосприятие человека в античный период развития
культуры. Истоки древнегреческой художественной культуры. Крито-микенская пластика и архитектура. Лабиринт и Минотавр — миф или история? Боги Олимпа и герои в древнегреческом искусстве. Куросы и Коры — “улыбки архаики”.
   Греческая мифология и ее отражение в искусстве и литературе Древней Греции.
Эпические поэмы Гомера. Образы Гомера в истории европейской художественной культуры. Идеал героизма в поэме “Илиада”. Странствия Одиссея —
фантазия и мечты о неизведанном.
   Зарождение лирической поэзии. Расцвет культа гармонии и красоты в век Перикла и Фидия.
    Дионис и греческая трагедия. Человек против рока (“Прикованный Прометей”
Эсхила, “Антигона” Софокла). Эстетический идеал эллинизма. Синтез искусств
в театре.
   Архитектура Древней Греции как синтез искусств. Основные архитектурные стили — ордера. Гармония греческого храма-- божество, природа, человек ( Афинский Акрополь, Парфенон и Эрехтейон).  Изобразительные повествования на амфорах и в кратерах.
   Музыкальное искусство Древней Греции. Античная музыкальная теория, учение
о гармонии сфер .Воспитательная роль музыки.
   Место и роль античного наследия в мировой художественной культуре. Феномен
эллинизма как синтез двух типов культуры.
   Тема 4. Культура Древнего Рима
   Загадка культуры этрусков. Греки и Рим. Преемственность и новаторство римской античности. Проблема человека в древнеримской культуре. Искусство
этого периода и его особенности. Свобода и культура. Основные памятники древнеримской архитектуры ( триумфальные арки, Колизей, Пантеон ), скульптуры (“Капитолийская волчица”, статуя Октавиана Августа, конная
статуя Марка Аврелия, скульптурные портреты- реализм в изображении
конкретного человека)  и живописи (Помпейские росписи). Архетипы античной культуры в мировой культуре. Значение римской античности.
  
   Раздел Ш.  Художественная культура стран Востока.
   Встреча культур Востока и Запада в современном мире . Образ Востока в европейском искусстве. Европоцентризм и востокоцентризм.
   Художественная культура Индии, Китая и Японии. Образы индуизма и
буддизма в художественной культуре.
   Тема 1. Открытие Индии
   Культура и искусство Индии: вчера и сегодня. Единство в многообразии —
парадигмы индийской культуры. Цивилизации долины Инда. Древние арии и священная поэзия Вед. Герои “Махабхараты” и “Рамаяны” — идеал древних
и современных индийцев. “Правда--добро--красота” — магическая формула
   
индийской культуры. Индийские храмы — “каменные цветы”  Южной Индии.
Тадж Махал — великий памятник любви и красоты.
   Волшебный мир индийской миниатюры. Условность и канон в изображении
мифологических персонажей. Культ Кришны в индийском искусстве. Роль
индуизма и буддизма в художественной культуре  Индии.
   Древнеиндийская музыка: связь пения, инструментальной музыки и танцев.
Язык индийского танца. Народные драмы-мистерии. Особенности лада, мелодики,
ритма народной музыки, их взаимосвязь с религиозным мировоззрением и
бытовыми традициями.
   Тема 2. Художественная культура Китая:  по пути дао
   Осмысление мира и человека в искусстве Древнего Китая. Ритуал и магия: гадания, погребальные обряды, священные бронзовые сосуды. “Книга перемен”
как древнейший памятник китайской культуры. Иероглифика: синтез поэзии,
живописи и каллиграфии в китайской культуре. Даосизм и китайская живопись.
Конфуцианские ценности в традиционном Китае. Символизм китайского искусства. Декоративно-прикладное искусство Китая с древности до наших
дней .
   Музыка в средневековом Китае. Музыкальный театр. Книга песен. Китайские
народные музыкальные инструменты.
   Тема 3. Художественная культура Японии
   Синтоизм и искусство Древней Японии. Становление художественно-образной
системы. Культ гор и камней, цветов и деревьев. Храмовое зодчество и парковое
искусство. Неповторимость японской поэзии. Символика художественного языка.
   Влияние японской художественной культуры на искусство и литературу Запада.
   Раздел 1V. Культура Средневековья
   Тема 1. Культура Византии и Западной Европы в раннее Средневековье.
    
    Возникновение христианства   и судьбы художественной культуры. Роль
Библии в развитии художественной культуры христианского мира.
   Тема 2. Византия: место встречи Востока и Запада
   Формирование нового идеала в жизни и  в искусстве. Роль античного наследия. Формирование христианской догматики и зарождение традиций иконописи. Символика света и цвета в иконе. Конструктивные и композиционные
принципы крестово-купольного византийского храма (София Константинопольская). Художественные принципы и образный строй
монументальной живописи в Византии ( мозаики в церкви Сан Витале в
Равенне).
   Синтез искусств в православном храме.  Развитие гимнографии как  особого
рода религиозных песнопений. Роль Иоанна Дамаскина в становлении
средневековой теории музыки. Идея ангелоподобного пения.
   Тема 3. Раннеевропейская художественная культура
    Объединяющая роль христианской церкви в становлении европейской художественной культуры. Монастыри как центры образования и культуры.
Роль христианского религиозного сознания в создании картины мира средневекового человека.
    Художественные представления в ранний период европейской культуры.
Мифология и эпические поэмы Северной Европы ( “Песнь о Нибелунгах”,
“Эдда младшая”, “Эдда старшая”). Декоративно-прикладное искусство.
    Взаимодействие и взаимовлияние христианских и исламских традиций в культуре раннего Средневековья.  Архитектурные памятники Кордовы как пример
синтеза культур в раннем Средневековье.  Альгамбра — памятник мавританского стиля в Испании.
    Тема 4. Художественная культура европейского Средневековья. Рождение
                  Европы.
    Преемственность в развитии античной и средневековой культуры. Христианство
новое понимание смысла жизни и становление новой художественной картины
мира. Библия и художественная культура.  Роль монастырей в развитии профессионального искусства. Формирование художественного канона в храмовом искусстве. Романский стиль, его связь с римской базиликой. Архитектурные черты и особенности построек романского стиля. Храм-крепость как отражение сути романского искусства. Вормский собор, его внешний облик и скульптурное убранство. Символизм и экспрессия  образов романского стиля.
    Народная музыка европейского  Средневековья . Странствующие музыканты
(ваганты,минестрели , трубадуры). Профессиональная музыка в храме:  григорианский хорал,гимны, псалмодия.  Становление многоголосия. Разные
формы нотации. Романский стиль в профессиональной музыке. Средневековые
образы в музыке Х1Х - ХХ веков  (Д.Верди, Р.Вагнер, К.Орф).
    Тема 5. Расцвет средневековой  художественной культуры
    Средневековая культура мира и место в ней человека. Ведущая роль архитектуры в художественной культуре Средневековья. образ средневекового храма. Эволюция архитектурных стилей: от романского стиля к готике. Образ
мира и готический храм. Характерные особенности готической архитектуры.
Скульптурное убранство храма ( Шартрский собор и его статуи). Собор  Парижской Богоматери.  Химеры Нотр-Дама и их аллегорический смысл. Виктор Гюго и Собор Парижской Богоматери.

    Роль собора в жизни средневекового города. Многоцветность витража и
праздничность внутренней отделки ( витражи Шартрского  и Кентерберийского
соборов, собора Святого Витта в Праге). Евангельские образы как идеал готической  скульптуры ( Мария и Христос-странник Реймского собора).
    Религиозное и светское искусство Средневековья. Книжная миниатюра как
отражение религиозной и светской жизни. Народная смеховая культура. Формирование светской литературы и дальнейшее развитие  религиозной литературы. Героический эпос как выражение идеалов рыцарства ( “Песнь о Роланде “).
    Куртуазная любовь и ее отражение в поэзии и литературе.
    Карнавал и мистерия — синтетические формы средневекового театрального
действа.
    Музыка в средневековом храме. Григорианский хорал и месса. Образы
средневековых песнопений в европейском музыкальном искусстве Х1Х-ХХ вв.
    Тема 6. “Осень”Средневековья
  
   Развитие готического стиля в искусстве  Северной Европы. Ощущение трагизма жизни и его отражение в  трактовке библейских сюжетов. Символика пространственных отношений в росписи алтарей. Творчество Клауса Слютера.
   Изящество миниатюры и богатство гобеленов — изображение придворной
жизни. Проторенессансные черты поздней готики.
    Раздел У.   Художественная культура эпохи Возрождения
    Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения. Античность
и Возрождение.  Человек — мера всех вещей. Предшественники Возрождения Данте, Петрарка, Боккаччо. Периодизация возрожденческой культуры:  Проторенессанс, Ранний Ренессанс, Высокий ренессанс. Джотто как выразитель нового ощущения человеческого  достоинства. Фрески Джотто в Падуе и Флоренции. Особенности гуманизма  эпохи Возрождения.
    Тема 1.  Возрождение в Италии
    Развитие ренессансного искусства в городах Италии. Жемчужины архитектуры и скульптуры Флоренции ( Донателло, Брунеллески). Новое понимание пространства в городской архитектуре. Возрастание роли живописи. Рационализм
художественного метода. Роль перспективы. Воскрешение античных образов
( Сандро Боттичелли). Становление  принципов гуманизма в философии и
литературе  ( Пико Делла Мирандола). Радость бытия и торжество телесности
( Джованни Боккаччо).
    Титаны Возрождения — Леонардо да Винчи,  Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Тициан Вечелио). Универсальность гения Леонардо да Винчи
( шедевры живописи :” Тайная вечеря”, “Мадонна в гроте”,” Монна Лиза”).
Неосуществленные замыслы Леонардо: наброски, рисунки, проекты.

    Идеал красоты в живописи Рафаэля — “Cикстинская мадонна”. Фрески
Рафаэля в Ватикане . “Афинская школа” как воплощение ренессансных
представлений об античности.
    Микеланджело как ваятель, живописец, архитектор и поэт. Особенности
 его стиля.  “Давид” — воплощение героического дарования мастера.  Капелла Медичи ( Гробница Лоренцо Медичи). Росписи Сикстинской капеллы. Внутренний смысл “Cотворения Адама”. Завершение
строительства  Собора Святого Петра в Риме. Сонеты Микеланджело. Ощущение
трагичности заката культуры Возрождения в работах Микеланджело.
    Соотношение архитектуры, скульптуры и изобразительного искусства в
культуре Ренессанса.
      Развитие региональных школ и стилей. Своеобразие Возрождения в Венеции
и его связь с последующим развитием европейской живописи . Романтическая
живописность венецианской архитектуры. Венецианская школа живописи:
Веронезе, Джорджоне, Тинторетто,  Тициан.
     Музыка Итальянского Возрождения:   народные истоки, жанровое многообразие  (баркарола, баллада, мадригал). Многоголосная профессиональная музыка. Господство “строгого стиля”. Полифонический жанр мессы. Творчество Джованни Палестрины. Рождение оперы.
    Тема 2.  Северное Возрождение
    Основные черты бюргерской культуры Германии и Нидерландов. “Пламенеющая готика” Германии (Кельнский собор). Преобладание портретной и жанровой живописи. Религиозная живопись братьев Ван Эйк. Мрачные фантазии Иеронима Босха. Народный колорит Питера Брейгеля старшего.  Повышенная
экспрессия и личностное начало немецкой религиозной живописи.  Альбрехт
Дюрер — великий живописец, гравер, мыслитель. Гротеск и экзальтации  Матисса
Нитхарта ( М.Грюневальда). Изменение статуса художника в обществе.
    Влияние протестантизма на духовную жизнь Германии.  Иоганн Гутенберг
и появление первых печатных книг — революция в культуре Европы. “Похвала
глупости” Эразма Роттердамского — великий памятник немецкого гуманизма.
    Особенности художественной культуры Возрождения в Англии. Гуманистические тенденции в творчестве  Джефри Чосера. Развитие театра и его особая роль в культуре
Англии. Предшественники  Уильяма Шекспира (  К. Мерло и Б.Джонсон). Роль
Шекспира в мировой художественной культуре. Загадка У.Шекспира. Человек перед лицом бытия — трагедии Шекспира.  Человек перед лицом истории — хроники Шекспира. Ситуация ошибок и превратностей судьбы-- комедии Шекспира.
    Возрождение во Франции. Гуманизм Франсуа Рабле. Поэзия  Франсуа Вийона  и 
Пьера де Ронсара. Скептицизм Мишеля Монтеня. Придворный характер
французского искусства. Архитектурный ансамбль Лувра и Фонтенбло. Маньеризм в искусстве.
    Эпоха Возрождения в Испании. Специфика становления художественной культуры Испании. Испанский придворный портрет. Стилевой синкретизм
испанской живописи. Призрачное искусство Эль Греко  ( Доменико Тьетокопули).
    Франко-фламандская полифоническая музыка. Творчество Орландо Лассо.
    Раздел V1.   Западноевропейская культура ХУП- ХУШ вв.       
                         
          Новые стили в искусстве: барокко, рококо, классицизм. Художественная культура эпохи Просвещения.  Новое понимание сущности человека, его предназначения и смысла жизни.. Развитие эстетической мысли.
    Тема 1.  Барокко
     Многоохватность видения мира в искусстве барокко: соотношение средневековых и возрожденческих традиций. Драматизм мироощущения. Повышенная экспрессия чувств. Многоплановость художественного решения. Композиционная уравновешенность, новое видение пространства в барочной архитектуре. Шедевры итальянского барокко ( собор и площадь Св.Петра в Риме, скульптура  Лоренцо Бернини). “Музыкальность” архитектуры и живописность скульптуры. Барокко в искусстве  Флоренции .
    Барокко в северных странах Европы.  Питер Рубенс, Ван дейк. Творчество  Рембрандта и реализм. Его роль в мировой художественной культуре.
Музыка в художественной культуре  барокко. Стремление к воплощению внутреннего мира человека. Тенденции синтеза искусств.
    Интенсивное развитие инструментальных жанров. Расцвет итальянской
скрипичной музыки (  Арканджело Корелли, Антонио Вивальди, Алессандро
Скарлатти). Жанры сонаты и концерта.
    Развитие французской клавесинной  музыки: программные миниатюры в творчестве  Франсуа Куперена, Жана Филиппа Рамо.
    Монументально-героическое музыкальное искусство  Георга Фридриха
Генделя. Оратории и оперы в его творчестве.
     Философское и религиозное содержание музыки Иоганна Себастьяна Баха.
Духовные кантаты и мессы, органная и клавирная музыка. Роль наследия
И. Баха в развитии музыкальной культуры.
    Тема  2.  Классицизм.
   
    Абсолютизм и развитие нормативных эстетических воззрений: преобладание общественных начал над личными, долга над чувством;  канонизация античной классики как образца для изучения и подражания. Возрождение и классицизм.  Стремление к выражению возвышенных и героических идеалов.                          
   Франция - родина классицизма. Эстетическая программа классицизма в
творчестве   Никола Буало. Теория жанров.
    Классицизм в архитектуре. Дворцово-парковые ансамбли. Версаль. Никола
Пуссен - основоположник классицизма в живописи.
     Классицистская трагедия: Пьер Корнель, Жан Расин.
     Музыкальное искусство классицизма. Жан Батист Люлли - создатель французской оперы. Венский классицизм. Лирико-эпический классицизм
 Франца  Йозефа Гайдна.
       Тема 3 . Художественная культура эпохи Просвещения
    Значение творчества энциклопедистов для художественной культуры.
Новое понимание отношения  “человек и природа”. Вольтер и Руссо.
Проблема воспитания новых поколений людей. Мечта о природе и
сентиментализм.
    Творчество художников Антуана Ватто, Франсуа Буше, Томаса Гейнсборо.
    Становление романа (Даниэль Дефо, Ален Рене Лесаж, Генри Филдинг).
    Творчество Вольфганга  Гете и Фридриха Шиллера (Веймарская школа
в литературе.
    Рождение сонатно-симфонического цикла.Оперное наследие Вольфганга Амадея Моцарта.Его сонаты и симфонии, “Реквием’.
    Симфоническое и фортепианное наследие Людвига Ван Бетховена. Классицистские и романтические тенденции, героика в его музыке.
    Значение музыки венских классиков в истории мировой музыкальной культуры.

    Раздел VП.  Художественная культура Х1Х века (Западная Европа)
    Социокультурные доминанты эпохи. Основные направления и стили в искусстве.
Поиск нового художественного языка. Дифференциация и синтез.
    Тема 1. Романтизм в различных видах художественного творчества.
     
    Противопоставление мира прекрасных, возвышенных идеалов духу мещанской повседневности. Мотивы одиночества, скитальчества, поэтизация далекого
прошлого, народного быта, природы. Повышенное внимание к индивидуальному,
личному, психологическая детализация. Ярчайшие представители романтизма —
Д.Байрон, П. Б. Шелли, Г.Гейне, В. Гюго, А. Мицкевич, Ж. Санд ( литература);
 Т.Жерико, Э. Делакруа, У.Блейк, У. Тернер (живопись); Ф.Шуберт, Н.Паганини,
Р.Шуман, Ф. Шопен, И.Брамс, Ф. Лист, Э. Григ, Д. Верди ( музыка).
    Первостепенная роль музыки в системе искусств романтизма. Развитие идей
“музыкальности” в других видах искусства. Теория синтеза искусств.
    Взаимодействие музыки и литературы. Программность музыкального искусства.
Развитие романтических средств музыкальной выразительности: новое в мелодике,
гармонии, музыкальной форме.
    Традиционные и новые жанры в музыке  романтизма: симфоническая поэма,
инструментальная баллада, песня без слов, арабеска, концертная увертюра.
    Романтизм как главное направление в развитии национальных музыкальных
школ Х1Х в. Эстетические основы музыкального романтизма, обращение к
внутреннему миру человека, психологизм, лирическая наполненность образов.
    Ф.Шуберт - младший современник Бетховена. Рождение в творчестве Шуберта
романтической песенной симфонии. Песни Шуберта, его вокальный цикл
“Прекрасная мельничиха”.
    Немецкая романтическая опера. Значение творчества писателя и композитора Э.Т.А.Гофмана. Сказочно-бытовая опера  К.М.Вебера “Волшебный стрелок”.
    Творчество Р.Шумана. Романтические циклы фортепианных пьес “Бабочки”,
“Карнавал “, “Детские сцены”.
    Рождение программного романтического симфонизма в творчестве Г.Берлиоза.
“Фантастическая симфония”.
    Творческий облик Ф.Шопена, жанровое своеобразие и национальные истоки
его музыки. Сонаты, баллады, прелюдии, этюды Ф. Шопена.
    Романтический симфонизм Ф. Листа. Роль виртуозного начала, круг тем и
образов в его фортепианной музыке. Лист и венгерская народная музыка.
    Немецкая и австрийская романтическая музыка второй половины Х1Х в. Творческий облик Р.Вагнера. Философские идеи его опер. Теория “музыкальной
 драмы”. Оперетты И. Штрауса, их танцевально-бытовая основа.
    Французская романтическая музыка. Ее жанровое разнообразие. Лирическая
опера ( Ш.Гуно, Ж. Массне, Л. Делиб), оперетта ( Ж.Оффенбах), инструментальная музыка ( К. Сен-Санс, П. Дюка). Оперное творчество Ж. Бизе,
реалистическая концепция оперы “Кармен”.
    Итальянская романтическая опера. Творчество Дж.Россини (“Cевильский
цирюльник”) . Оперное наследие Дж. Верди. Эволюция его творчества от
“номерной оперы” к реалистической опере-драме. Оперы “Риголетто”, “Травиата”, “Аида”. “Реквием” Дж. Верди. Итальянский оперный веризм. Творческий облик Дж. Пуччини. Его оперы “Богема”, “Мадам Баттерфляй”.
    Самобытность норвежской музыкальной культуры, творчество Э. Грига.
Сказочно-фантастические образы и поэтические картины природы в его музыке.
    Воздействие романтизма на последующие течения в искусстве — импрессионизм, экспрессионизм.
    Тема 2.  Реализм и его исторические судьбы.
     Становление реализма в литературе, живописи, театральном искусстве.
Эстетические принципы критического реализма. Роман как основной жанр
реалистической литературы ( У.Теккерей, Ч. Диккенс, О. Бальзак, Г. Флобер,
Э. Золя, В. Ирвинг, М. Твен). Художники-реалисты. Станковая живопись, скульптура и гравюра. Реалистические тенденции в театральном искусстве. 
    Специфика реализма в музыкальном искусстве. Реалистические образы в
оперном творчестве композиторов Х1Х в.
   Тема 3. Новые идеи в искусстве конца Х1Х - начала ХХ в.
   Символизм как новое видение мира ( живопись, графика, литература и др.).
Новые направления в живописи. Импрессионизм и его открытия. Эстетические
взгляды импрессионистов. Передача мимолетных впечатлений от восприятия окружающего мира. Представители импрессионизма в живописи — К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар, Э.Дега, К.Писсаро, А. Сислей.  Основные проявления импрессионизма — одухотворенная пейзажность, детализация, тонкость в передаче нюансов, повышенная изобразительность музыкального звучания и “музыкальность” живописи.
   Новое понимание красоты в постимпрессионистской живописи  ( А.Тулуз-Лотрек, П.Гоген, В. Ван Гог). Скульптуры О.Родена — новые пластические возможности. Язык символов во французской поэзии   (Ш.Бодлер) .
    Эстетика экспрессионизма и ее проявление в живописи ( К.Кельвиц, О. Кокошка).
    Влияние эстетики импрессионизма на творчество композиторов разных стран .
Французский музыкальный импрессионизм. Творчество К.Дебюсси. Творчество
М.Равеля. Воплощение идей импрессионизма в балете (“Дафнис и Хлоя”).
Фортепианная и симфоническая музыка М. Равеля (“Болеро”).
    “Нововенская школа” и развитие музыкального экспрессионизма. Творчество
А.Шенберга и А. Берга.
    Тема 4.  Художественный язык модерна.
    Модерн в архитектуре, живописи и музыке. Универсализм модернистов.
Эстетизация быта. Новые тенденции в музыке. Проблема субъективности в художественной культуре.
   
    Раздел  VШ.   Вершины художественной культуры России
      Соотношение основных этапов развития русской и европейской
художественных культур. Особенности формирования национального
художественного мышления. Западники, славянофилы и философы
“серебряного века” об источниках русской самобытности. Проблема
 “русской европейскости” и евразийства. Взаимодействие художественного
и духовного в русском искусстве, доминанты художественной культуры.
Идеалы соборности, Истины, Любви и Красоты в искусстве России, их место
 в системе общечеловеческих ценностей.
    Тема 1. Истоки древнерусской культуры.
    Восточные славяне, их нравы, традиции, обряды. Художественная культура
языческой Руси. Русь и Византия. Значение принятия христианства для формирования эстетического идеала и художественного канона Древней Руси.
Семантика православного храма, синтез искусств в храме. Русская иконопись
и ее особенности. Своеобразие русского деревянного и каменного зодчества
(Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Дмитриевский и Успенский
соборы древнего Владимира , Боголюбово и Храм Покрова на Нерли).
    Музыка в православном храмовом действе. Учение об ангелоподобном
пении и его влияние  на развитие древнерусского знаменного распева.
Взаимодействие слова и звука в хоровом знаменном одноголосии.
    Развитие  “монументального историзма”  (Д.С.Лихачев) в художественной культуре Древней Руси. Роль слова в развитии профессионального искусства.
    Распространение письменности и формирование центров письменной
культуры. Летописи. Традиции устного народного творчества, скомороше
ство.
“Cлово о полку Игореве” как памятник древнерусской литературы, его
историческая судьба.
    Древняя Русь в художественной культуре последующих эпох (литература,
живопись, музыка, устное народное творчество).
    Тема 2.   Становление древнерусской культуры.
    От Киевской Руси к Московской. Развитие школ архитектуры и живописи в  Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале. Роль Новгорода в создании самобытных
традиций русской художественной культуры. Развитие летописания,
распространение грамотности, деловой и книжной письменности. Берестяные
грамоты Новгорода. Новгородское зодчество.
    Расцвет  в русской иконописи. Иконы “северного” письма. Творчество Ф.Грека.  Искусство колокольного звона.
     Тема 3.  От Руси к России: искусство Предвозрождения
    Формирование единой художественной культуры. Подъем Московского
княжества, формирование идеи “Москва - третий Рим”. Русское
Предвозрождение в зодчестве, иконописи, музыке и литературе. Усиление
гуманистического начала.
    Житийная литература Древней Руси. Осмысление  Бога и человека в литературе. “Житие Сергия Радонежского”, Епифания Премудрого (“плетение словес”).
    Веришины русской национальной школы иконописи ( А.Рублев, Дионисий с
сыновьями).
    Московский Кремль  -  великий памятник нашего Отечества.
    Развитие образования. Первые печатные книги.
    Расцвет храмового певческого искусства. Явление многораспевности. Рождение
кантилены. Творчество братьев Роговых и Федора Христианина. 


    Тема  4.  Искусство “бунташного века”
    Особенности культурной ситуации России ХПV в. Борьба между церковной
и светской властью. Церковные реформы Никона и раскол. Рождение художественной культуры “переходного периода”. Начало “обмирщения”
искусства и усиление индивидуального начала ( “Повесть о Горе-Злосчастии”,
“Повесть о Петре и Февронии”).
    Барокко в зодчестве (“восьмерик на четверике”). Рождение русского  барочного стихосложения . Творчество С. Полоцкого. Многообразные школы иконописи;
творчество мастеров Оружейной палаты. Теоретические идеи С. Ушакова,
усиление светского начала в его иконописи. Рождение парсуны.
    Народная художественная культура.
    Открытие театра в Москве.
    Возникновение многоголосного партесного пения. Партесный концерт как
проявление барокко в русской музыке . Музыкальное творчество Н. Дилецкого и
В.Титов
    Тема 5.  Век Просвещения
    Петровские реформы и их значение для становления “русской европейскости”
в художественной культуре. Просвещение и русское искусство. Развитие новых
светских жанров во всех  видах искусства. Освоение классицизма, его трактовка
в русском искусстве.
    Развитие архитектуры от барокко ( Б. Растрелли) к классицизму  (В.Баженов,
М.Казаков, Д. Кваренги,   К. Росси, И. Старов) . Петербург как памятник новой
русской художественной культуры. Садово-парковое искусство.
    Развитие просветительской литературы, крестьянская тема и творчество
Н.Новикова. Гуманистические идеи А. Радищева. Расцвет поэзии. Творчество
 Г.Державина. Сентиментализм и творчество Н.Карамзина.
    Театр в ХVШ в. Творческий облик Ф.Волкова. Явление крепостного театра.
   
    Классицизм в живописи. Парадный портрет ( Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Бровиковский).                               
    Петербургская композиторская школа. Рождение национальной комической оперы ( В.Пашкевич, Е. Фомин). Освоение европейской инструментальной
музыки. “Русский Паганини” - И.Хандошкин. Вершины храмовой хоровой музыки ( М. Березовский, Д.Бортнянский). “Российская песня”  как прообраз русского
классического романса.
    Тема  6.  Расцвет русской художественной культуры в Х1Х в.
    Эволюция стилей в русской художественной культуре Х1Х в. Нравственно-
философские искания, формирование различных направлений в исторической
науке, философской мысли, литературной критике. Роль слова в русской
культуре, развитие русского литературного языка . Диалог классицизма и романтизма в поэзии ( В.Жуковский, А. Пушкин, Е.Баратынский, Ф. Тютчев, 
М.  Лермонтов).
    Расцвет русского театра, формирование национальной актерской школы.
А.Островский и русский театр
    Рождение критического реализма. Творчество Н.Гоголя.
    Становление русской музыкальной классики. М.Глинка — родоначальник классической национальной оперы. Искание “музыкальной правды” в творчестве А. Даргомыжского.
    Поздний классицизм в архитектуре. Архитектура столиц и провинций. Переход
от романтизма и классицизма к реализму в русской живописи ( К.Брюллов, О. Кипренский, П. Федотов, передвижники). Осмысление русской истории в
искусстве и литературе.
    Возникновение славянофильства. Борьба направлений в художественной критике. Жизнь и творчество В.Белинского.Расцвет русского романа. Творчество И. Тургенева. Нравственные искания и философское осмысление
действительности ( Ф. Достоевский, Л. Толстой). “Горький смех” М. Салтыкова-Щедрина.  Лиризм и психологизм  в творчестве А. Чехова.
    Творчество композиторов “Могучей кучки” ( М.Мусоргский, А. Бородин, Н.Римский-Корсаков). Гений П.Чайковского.  Оперы “Евгений Онегин” и
“Пиковая дама”. Симфоническое творчество. Балеты.

    Тема 7. “Серебряный  век” ( Русская культура на рубеже веков).
    Многообразие направлений в философии, эстетике, искусстве. 
Роль литературы в духовной жизни общества. Символизм в русской поэзии
( Н.Бальмонт, А.Белый, А.Блок, В. Брюсов). Футуризм в литературе. Символизм
в живописи. Кубизм и абстракционизм в изобразительном искусстве.  
“Мир искусства”.
    Полифония стилей в музыкальном искусстве “серебряного века”. Символизм,
его воплощение  в музыке А.Скрябина. Неоклассические и классические идеи
в музыке ( С.Танеев, Н.Метнер). Поздний романтизм в музыке С. Рахманинова.
Концерты  С. Рахманинова для фортепьяно с оркестром. Музыкальные открытия “Мира искусства”. Рождение нового синтетического балета. Расцвет русского
балетного искусства. 
    Русское искусство в Европе. Значение русской художественной культуры этого времени для мировой культуры. Русский космизм и его  роль в развитии гуманитарного мышления  ХХ века.
    Раздел 1Х.  Художественная культура стран Америки.
  Особенности культурного развития стран американского континента. Новый
 Свет и Европа.  Искусство в различных лингвистических регионах.
     Тема 1.  Художественная культура доколумбовой Америки.
        Культура и искусство ацтеков, инков, майя, мочико, чоко. Созидательный гений майя — письменность, календарь, архитектура, скульптура, декоративное искусство  ( маски, ткачество, сосуды, орнаменты и др.).
    Облик древней культуры Мексики. Монументальное зодчество империи
инков.  Храмово-пирамидальное зодчество майя.
 
    Тема 2.  Многообразие национальных  и  эстетических факторов
                   становления и развития художественной культуры Америки.
    Роль переселенцев ( в том числе из России) в формировании американской художественной культуры.
    Полиэтнический характер американской художественной культуры. Фольклор
национальных меньшинств. Афронегритянские, мексиканские, испанские, европейские и другие традиции в художественной жизни американского народа.
    Народное декоративно-прикладное искусство разных этнических групп .
Америка как природно-географическая и материальная среда нового  образа
жизни.
    Тема  3.  Роль  американской литератур  в формировани единого
                    сознания народов, населяющих США.
  
    У истоков американской литературы — Ф.Купер, Дж. Джеферсон.
    Романтизм в американской литературе — Э. По. Кризис романтизма —
Г. Мелвилл, У.Уитмен.
    Новые открытия в литературе — М. Твен. Искусство и внутренняя жизнь —
Г. Джеймс.
    Мозаичная эпопея американской жизни в юмористических новеллах О.Генри,
проникнутых любовью к “маленькому американцу”.
    Расцвет американской литературы ХХ в.-- Т.Драйзер, Р. Фрост. М. Митчелл -
автор романа “Унесенные ветром”.
    Демократическая  Америка в литературе — Э. Хэмингуэй, У.Фолкнер, С. Фицжеральд.
    Тема 4.  Американская живопись и скульптура — традиции  и новаторство.
    Демократическая Америка в изобразительном искусстве — Р.Кент, А. Рефрежье,
Р.Сойер.
    Р.Кент - художник и писатель.
    Свет и тени образов Калифорнии А. Рефрежье.
    Реализм в живописи Р. Сойера.
    Статуя Свободы - символ Соединенных Штатов Америки. Памятник А. Линкольну  в Вашингтоне.
    Гора Рашмор — монументальные портреты четырех американских президентов:
Дж. Вашингтона, Т. Джеферсона, Т. Рузвельта, А. Линкольна.
Тема  5.  Архитектура Америки и ее влияние на мировую архитектуру.
    Небоскребы  разных форм и стилей. Эмпайр-Стейт-Билдинг —
символ блистательного Нью-Йорка. Джон-Хенкок-центр в Чикаго.
    Комплекс высотных зданий в центре Лос-Анджелеса.
Тема  6.  Музыка Америки — разнообразие и единство.
    Музыка стиля “кантри” как синтез музыкального фольклора коренных
народов ( индейцев и др.) и переселенцев.
    Америка и Европа: диалог культур. А. Дворжак - симфония   № 9 “Из Нового
Света”.
    Музыкальное искусство Америки ХХ в.
    Э. Мак-Доуэлл — основоположник америкаской профессиональной музыки.
Зарождение жанра “мюзикл” . Д.Керн и его оперетта “Оклахома”. Мюзикл
 Фр. Лоу “Моя прекрасная леди”.
    Творчество Д. Гершвина. Новые тенденции в его музыке, симфонизация джаза.
“Рапсодия в стиле блюз”.
    Искусство “черной Америки”. Истоки джаза. Спиричуэлс как основа
современного джаза. Блюз. Б.Лукас - певец блюза. Блюз сегодня.
    Творческий облик Л. Бернстайна. Мюзикл “Вестсайдская история”.
    Америка - родина новых видов массовой музыкальной культуры второй
половины ХХ в. Рок-музыка, творчество Э. Пресли. Значение ансамбля “Битлз”
для развития американской и европейской рок-музыки.  Эстетика рока, его
разновидности и роль в культуре.
    Тема  7.  США — родина современной массовой культуры.
    Арт-бизнес в США. Реклама Голливуда. Бродвей. Шоу-бизнес и искусство.
Художественно-развлекательные программы средств массовой коммуникации.
   Тема 8.  Своеобразие культурно-художественных процессов
                  Латинской Америки.
    Индеанизм  как возвеличение древних традиций Америки в процессе художественно-культурного самопоределения народов Латинской
Америки после освобождения от колониального ига.
    “ Европеизм” как орудие “американизма” , то есть   утверждения художественной самобытности , вырастающей из этнокультурного синтеза.
 Литераторы и художники как общественные и государственные деятели,
интеллектуалы  и творцы художественных ценностей  ( аргентинцы Д.Ф.
Сармьенто, Э. Эччевериа, кубинец Х. Марти и др.).
    Господство романтизма в литературе и искусстве Латинской Америки
в Х1Х в. Рождение реалистического романа в последней трети Х1Х  в.
     Праздники, карнавалы, танцевальные марафоны и фестивали “самбы”
в Бразилии , “танго” в Аргентине, “фламенко” в Чили как явления
массового народного творчества.
     Романтическо-реалистическая, мифо-поэтическая литература народов
Латинской Америки  ХХ в. ( Ж. Амаду, Х.Л.Борхес, Н.Гильен, Г.Маркес, П.Неруда).
      “ Монументальный реализм” в изобразительном искусстве  Мексики
(  Х.К. Ороско, Д. Ривера, А. Сикейрос).
    Архитектура городов Латинской Америки  ( Рио-Де-Жанейро, Буэнос
Айрес, Вальпараисо, Мехико). Градостроительные идеи ХХ в. (О.Нимейер).
    Вила Лобос - основатель бразильской симфонической музыки.
    Раздел Х.  Художественная культура ХХ в. (Западная Европа и Россия).
    Дилемма общества и личности в культуре современности. Кризис гуманистических  идеалов. Теоретическое осмысление культурных
процессов, различные концепции художественной культуры. Особенности современного искусства. Проблема законченности. Формы и символы в искусстве.
Полистилистика.
    Сближение  европейской, афро-азиатской и американской традиций.
    Новое отношение к фольклору и развитие фольклористики.
    “Полифония стилей” как характерная черта художественной культуры ХХ в.
    Тема 1.  Основные течения в развитии художественной культуры ХХ века.
    Общая характеристика фовизма, кубизма, футуризма, абстракционизма
(творчество А.Матисса,  М. Вламинка, А. Дерена, М.Шагала, В.Кандинского, К. Малевича). Мировое  значение творчества П.Пикассо. Многоапсектность и
стилевая многогранность его искусства. 
    Иррационализм в литературе и искусстве. Сюрреализм С. Дали.
    Новая венская школа в музыке ( А.Шенберг, А. Берг, А. Веберн).
Французская “шестерка”. Мировое значение музыкального наследия
С. Прокофьева И. Стравинского и Д. Шостаковича. Музыка А. Шнитке , Э.Денисова.
    Музыкальные стили второй половины ХХ в. Авангард — мечты о будущем:
направления, методы, стили.
    Плюрализм культурной и художественной жизни  второй половины ХХ в.
Постмодернизм и его место в современной культуре. Диалог культур и борьба за сохранение национальной самобытности. Роль средств массовой информации в формировании художественного образа мира у человека ХХ в.
    Тема 2.  Массовая художественная культура: основные особенности и влияние на
                   формирование современного менталитета.
    Идолы массовой художественной культуры. Массовая культура и молодежные субкультура. Различные концепции “ двух культур”-- народной и элитарной - и массовой культуры.
    Советский “масскульт”и советская массовая музыкальная культура. Китч как феномен художественной жизни.
    Советская массовая музыкальная культура.
    Массовые виды и жанры искусства. Кино как явление массовой культуры
 и как искусство. Развитие кинематографа в различных культурных регионах.
Мифы и имиджи кино.
    Специфика телевидения как средства передачи художественных ценностей
и как области массовой культуры. Компьютерное искусство и виртуальная
реальность. Эстетика современного телевизионного и компьютерного
искусства. Реклама и ее эстетические особенности.
    Тема 3.  Судьбы реализма в ХХ в.
    Неореализм в искусстве второй половины ХХ века. Монументальное искусство
неореализма: новое моделирование городской среды. Социалистический
реализм и гиперреализм .   Советский кинематограф и неореализм итальянского
кино ( С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко, М. Ромм, Л.Висконти,
В. де Сика, Д. де Сантис, Р. Росселини, Н.Лой).
   Новое понимание литературного героя. Развитие литературного процесса в различных регионах мира. Взаимовлияние литературы и искусства Запада и Востока.
    Изменения в эстетических представлениях современного человека.
    Роль музеев и библиотек в художественной жизни ХХ в. Крупнейшие
музеи мира  (Британский музей, Лувр, Эрмитаж).
     Тема 5.  Художественная культура на пороге ХХ1 в.
    Расширение межкультурных коммуникаций. Проблема сохранения культурного
наследия. Новое понимание творчества в искусстве постмодернизма
(перформанс, инсталляция и др.). Компьютерное искусство и его эстетические
особенности. Новое прочтение текстов и образов классики.
    Появление интерактивных форм освоения художественной культуры.
Неоклассические тенденции в искусстве. Особенности русской художественной
культуры: возвращение к истокам
   
                СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
    В результате изучения курса “Мировая художественная культура” учащиеся должны:
    з н а т ь
    — основные эпохи в художественном развитии человечества;
    — культурные доминанты различных эпох в развитии мировой
художественной культуры; 
    — эстетические идеалы различных эпох и народов;
    — основные стили и направления в мировой художественной культуре;
    — роль и место классического наследия в художественной культуре
современности;
    — основные особенности художественного развития народов России;
    — особенности художественной культуры современного человечества
и ее сложную структуру;
    — выдающиеся памятники и произведения различных эпох;  
    —  сновные художественные музеи России и мира. 
    у м е т ь
    — отличать произведения искусства различных стилей;
    — самостоятельно оценивать произведения искусства, характерные
для различных эпох и народов;
    — объяснять непреходящую роль классики для духовного развития
современного человека;
    — показать на конкретных примерах место и роль художественной
культуры России в мировой художественной культуре;
    — сформулировать свое оценочное суждение о популярных жанрах
современного искусства;
    —  пользоваться справочной и специальной литературой по искусству,
анализировать и пересказывать ее. 
http://philosophy.ru/edu/ref/kiasch/prog.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий